Понять человека можно, только встретившись с ним в его главном

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Из дневников

Непонимание между людьми - обычное дело: никто никого не понимает, как правило, и толкуем мы Другого обычно неверно, судя по себе (Другого - не видим). Однако непонимание непониманию рознь. Уровень сложности информации, которую следует осмыслить, бывает разным и сама эта разность тоже. Так, одно дело - непонимание между людьми разных социальных групп, образования и т.п., и совсем другое непонимание, скажем, садиста - почему нельзя убить котёнка, если котёнок беспомощен и не может дать отпор?  Так же существует непонимание третье: например, непонимание аутиста, психически больного человека, у которого повреждены какие-то биологические, телесные структуры, необходимые для понимания.
Мне кажется, мы перестали различать эти совершенно непохожие непонимания, они нам кажутся одинаковыми, а это уже признак нехороший. Мы как общество превращаемся в какое-то другое общество - общество утраченных нравственных смыслов, без которых человечный человек невозможен.
Мы смещаемся в сторону от обычного человеческого непонимания в зону патологических непониманий и даже не наблюдаем этого смещения, не замечаем его.

* * *

Проблема недопонимания между людьми существует не только по причине культурных и нравственных различий, навыков и привычек бытования и взаимодействия (это всё важно учитывать при взаимодействии и не судить других слишком строго за то, что они - другие). Проблема взаимодействия ещё в разнонаправленности их взаимодействий, т.е. взаимодействие разных людей - про разное, ради разного. Грубо говоря, одни про земное (славу,  деньги,  личные интересы, удобно/неудобно, приятно/неприятно, хочется/не хочется), а другие про небесное - если люди не видят, не осознают этого различия, они изначально неверно трактуют посылы друг друга.
Цель и смысл взаимодействия важны именно потому, что они зачастую и производят формы взаимодействия, которые в разных системах координат означают разное. Одинаковое внешне действие в разных бытийных системах сильно отличается по сути, потому что получило несхожий первичный толчок и направление (свойственные именно этой системе координат, а не другой), иной мотив, иной смысл, иную заданность и цель.
Ракурс смотрения на другого так же определяется местом смотрения, а потому важно откуда мы смотрим, в качестве кого. Это определяет нашу трактовку действий другого. Откуда - это зачем, для чего, с каким умыслом и предожиданием.
Важно куда я сам целюсь, когда взаимодействую с  другим. Важно куда целится другой при этом. Если мы слишком про разное взаимодействуем, мы обманываемся во всём, что воспринимаем. Мы даже говоря одни и те же слова, совершая одинаковые действия, совершаем разное.
Привычка и пристрастие к осуждению, лёгкость, с которой мы навешиваем ярлыки на других, приводят к тому, что мы не просто заблуждаемся насчёт действий другого, но клевещем на него, если не другим людям, то в своём уме. Потому важно следить за направленностью взаимодействий и в связи с ними корректировать и свои трактовки, и приёмы взаимодействия. Для взаимопонимания всё-таки важно говорить если не на одном культурном языке, то хотя бы в одном направлении и диапазоне.

* * *

Надо искать правду, возвышающую человека, а не принижающую. Подлинная правда возвышает.
Поющее сердце - высшая правда человека.

* * *

Я не боюсь колючих людей - среди них немало добрых. Боюсь ядовитых (злых), сладких (лживых) и смердящих (подлых). Недолюбливаю дураков, но лишь тех, которые лезут поучать. Умных - люблю, но по-настоящему умные должны быть ещё и добрыми, пусть даже неявно. Скорее всего - неявно.
Важен «бензин» - горючее, на котором работает человек, а не внешнее поведение.
«Бензин» - это либо самость, либо благодать, причём каждый производит то, чем питается. Если кто работает на самостном «топливе», то даже делая доброе дело, в итоге всё сводит к самости.

* * *

Человека следует уважать по умолчанию, а неуважение надо заслужить. В каждом ведь Христос (сокрытый или явленный). Потому и сказано: любите врагов ваших. Ведь не в том смысле, что потакайте злодеям, а просто содействуйте их спасению во Христе. Как? Видьте Христа в них и на Христа работайте. Христос - неделим, и Он в каждом. Это первое, что следует помнить о человеке.
Отсутствие уважения к человеку по умолчанию, без всяких «если» - это прелюдия к фашизму. Ведь «если» у каждого своё. И вообще культурное, цивилизованное в хорошем смысле этого слова общество начинается с уважения к человеку - любому. Иначе общество превращается в дикий лес, где каждый требует поклонения своим «если». 

* * *

В общении с другим важна попытка понять его, а не опровергнуть. Мы же, зачастую, встречаем людей, чтобы их опровергать - словесно, бытийно, формально - всеми доступными нам способами. Опровергая другого, самоутверждается самостное начало.  И только прошедших фильтр нашего отторжения принимаем - раз не тонут, значит - непотопляемые (к таким лучше примкунуть), но это, как правило, не люди, а лишь их титулы, звания, признаки успеха, атрибуты власти, навыки и умения быть успешными... Мы пользуемся людьми, как предметами, и/или отметаем (принимая человека в качестве своего инструмента, мы редко позволяем себе принять его и как человека, личность).

Понять человека можно, только встретившись с ним в его главном (в его, а не своём главном, т.е. повернувшись своим лицом к его главному - ко Христу в нём Христом в себе). И принять или не принять, но, опять же, встретившись в главном.  В главном надо искать встречи с тем, кто слабее, глупее, кто зависим от нас, нуждается в нас. Если человек не утруждает себя пониманием другого, он лишает  себя самого главного в жизни - Встречи, которая делает человека человеком.
Однако это вовсе не означает всеприятия, неразборчивости и пр. Как раз наоборот. Надо глядеть чем и ради чего готов жертвовать человек, что для него цель, а что средство. От имеющего главным в себе нечто низменное лучше отстраниться.

* * *

Личности встречаются друг с другом в Луче, потому они должны искать место Луча друг в друге, траекторию Луча, и это место характеризуется тем, что в нём есть место для Другого. Более того, оно и появляется во мне для Другого, чтобы Встреча стала возможной.

Одни люди норовят захватить духом Другого, увлечь, «соблазнить», чтобы Другой восторгом своим вошёл в Луч, и там уже осуществилась Встреча (с Лучом, а в Луче и друг с другом). Другие ищут лученосного человека, т.е. ищут Луч Другого, чтобы и самому оказаться в Луче, приобщившись. Каким бы ни был доминирующий метод, Луч мой и Луч Другого - это Один Луч, а потому все, кто ищет Луч, оказываются в Луче.

* * *

Умный смотрит на свет, глупый смотрит на самость - по этому их легко различать. Умный сам свет, потому ищет свет и находит свет, если он только есть. Глупый пленён своей самостью, потому смотрит самостью и ищет самость. Глупый проходит мимо света, цепляясь за самостное самостью. Умный проходит мимо самостного, цепляясь светом за свет, где он есть. 

* * *

Злые и добрые люди различаются не столько на уровне поступков, сколько на уровне «топлива», на котором работают (райского или адского), а поступки с виду хорошие или нехорошие совершают время от времени и те, и другие. 
Если кто работает на самостном «топливе», то даже делая доброе дело, в итоге всё сводит к самости.
Иначе говоря, не столь важно, что человек делает, важнее из какого своего центра он это делает: самостного (ветхого) или духовного во Христе.  Правильность дела определяется именно этим показателем, ибо центр определяет и смысл, и конечный результат действия.
Духовность, конечно, бывает и отрицательная, демоническая, но она прилипает к нашей ветхости и на ней паразитирует.
Даже доброе с виду дело, если делается оно из ветхого центра, стремится к самостным целям и увенчается самостным финалом: нет  праведного ни одного.

* * *

Первым в рай попал разбойник. Быть может, это важно в том смысле, чтобы мы не боялись нарушать установленные кем-то внешним границы? Внешние установления зачастую мешают пробиться сквозь их толщу подлинной жизни, которая внутри.
Нарушать внешнее ради исполнения внутреннего.
Как тут не вспомнить героя Достоевского, который раз в жизни поступил по своей воле и попал на каторгу. Он зарёкся когда-либо поступать супротив установлений. Вот тут надо искать ту узкую дверь, иголье ушко, в которую следует протиснуться.

* * *

В начале 90-х у меня был знакомый, поэт кстати, который уверял меня, что Христос был украинцем. И даже обещал документы показать. Я тогда была глупа, не заинтересовалась документами. А сейчас вот думаю, надо было глянуть. Это ж до чего могут люди дойти, если им хочется! До чего угодно, причём с аргументами. Другое дело, что это частные аргументы - только для тех, кто хочет их принимать за аргументы. Но на то и дана нам свобода, каждый выбирает себе веру по сердцу (и заметим, это справедливо; Бог никого не прижимает к стенке истиной, насилие свойственно только демонам и людям). Истина - про другое, но к ней нет иного подхода, как через свою личность. Потому путь к истине - это путь очищения от самости, от самостных хотелок, капризов и галлюцинаций. В некотором смысле мышление начинается с акта самоубийства, когда человек убирает с дороги свою самость, чтобы видеть чисто. Большинство человеческих теорий минует этот непростой момент, и потому много фантазий на тему познания, а самого познания уже почти нет. Познание без самоотречения невозможно.

* * *

Каковы реакции человека, каковы его слова и вообще ответы на обстоятельства жизни, зависит во многом от места во внутреннем пространстве, где человек находится. Точка стояния внутри* определяет всё поведение человека, его толкование людей и событий, его понимание или непонимание, его реакции, его мотивацию.

То есть, не стоит всё сводить к психологии - онтология и топология внутреннего пространства важнее.

Анализируя слова человека, следует, прежде всего, определять именно то место внутри, из которого они могут быть сказаны. И здесь важна личность анализирующего, т.к. к нему выше сказанное относится в той же мере, что и к анализируемому им человеку. Правильную оценку способен дать только тот, кто покинул ограниченный самостный «центр» и смотрит на другого не из перевирающей всё самости. Это работа для личности, а не для социальной симуляции личности - т.е. не для социального человека, коим является большинство людей.

 * * *

Массово людей  можно вгонять в определённые состояния, предварительно загоняя их технологиями в то или иное внутреннее пространство методом втягивания в те или иные действия. Динамика действий перемещает центр личности во внутреннем пространстве в нужное для данного действия место...

* * *

Встречаются люди для вечности и расстаются для вечности. Хотя и для жизни тоже... 
Расставаться перед лицом Вечности тяжело, не хочется оказаться виноватым. И тут либо по Толстому - «нет в мире виноватых», либо по Достоевскому «все перед всеми виноваты», либо - другое, своё... 

* * *

Вечное другого надо встречать вечным в себе, чтобы не согрешить против вечности в себе и в другом.

---

* позиция, место и одновременно форма присутствия, т.к. форма определяется местом (внешняя форма присутствия определяется местом присутствия внутри). Люди часто имитируют своё присутствие, свою позицию, но имитация всегда может быть обнаружена при полноценном анализе структур, участвующих в ситуации.

Дневники 19 февраля, 20 марта, 14 июля 2017; 16 января, 6 марта, 7 июня, 20 ноября 2018;  1 января, 2, 3, 13, 16 апреля, 8 июня 2020

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

12

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.