Жить в мире и не травмироваться миром невозможно, или Правду сегодня надо заслужить

Автор: Светлана Коппел-Ковтун
Худ. Моисеева Лиана

Из дневников

«Мир во зле лежит», и бремя мира - это бремя греха. Жить в мире и не травмироваться миром невозможно - травмируются все, но в разной степени и в разных местах, на разных уровнях. Быть может, мы более всего различаемся именно выбором наиболее выносимых для себя способов травмирования. Вот эту травму я могу понести, а ту - не могу, или это для меня более травматично, чем другое (более затратно в итоге).
Как здоровое тело способно выдерживать нагрузки (давление), так и личность в нас. Если правильно сложена душа, если всё в ней на своём месте, то и устойчивость её выше. Если же где-то существует перекос, неправильный изгиб, нарушающее баланс выпячивание или вогнутость, устойчивость уменьшается, и человек способен без вреда для себя выносить меньше.
Кто-то скажет: есть же мерзавцы, которые травмируют других, а сами не травмируются. Отвечу, что быть мерзавцем - это тоже травма. Просто человек решил, что эта травма ему по силам, а другая - нет. Причём он мог не проговаривать это для себя, просто сделал соответствующий выбор и стал тем, кем стал после.

* * *

Косвенное подтверждение - неизбежная профессиональная деформация («болезнь стула» - зависимость от стула, на котором сидишь). Вспомним также слова Христа «Кинь камень, кто сам без греха» - безгрешных не бывает. А если кто таковым себя считает, тот вдвойне болен - травмирован.

* * *

Наши травмы, наши шрамы на душе - свидетели наших незаметных внешнему оку внутренних сражений.

* * *

А бывает и так: человек выбрал один путь, но всё вокруг толкает его на другой - он не может устоять, поворачивает с прямой дороги на кривую. Косвенно он, конечно, винит других и обстоятельства, но на самом деле раскрывается его более глубокое содержание, которое и не позволило ему устоять. Обнаружение этой скрытой склонности - полезно, хоть и кажется провалом. Надо восстать на свою проблему любовью к Богу.
Человек может всю  жизнь обманываться насчёт себя, и скромность может оказаться скрытым тщеславием, а щедрость - скрытой жадностью. Открыть это в себе - спасительно, а не губительно, если вовремя спохватиться и исправиться. Что значит вовремя? До суда, т.е. когда случится то, о чём сказано: в чём застану, в том и сужу.
Не зря святые говорили о своих добродетелях как о грехах - во многих ракурсах это верно по отношению к человеческим добродетелям (и как не вполне чистым - всегда с примесью греха, и как попытке перекрыть, преодолеть грех противоположной добродетелью).

* * *

В своей голове, в воображении, спасительнее гибнуть, чем спасаться - спасительнее ощущать себя гибнущим. «Держи свой ум во аде и не отчаивайся», - таков совет прп. Силуана Афонского. Ныне же многие считают обратное, что надо держать ум в раю - думать, что спасён, чтобы ни происходило вокруг. Отсюда столько равнодушия в православных и согласие на любое зло, готовность с ним сотрудничать.
Держать ум во аде - это значит жаждать рая, а по жажде нам и даётся путь. Погибающий спасается жаждой спасения. А воображаемо спасённый не имеет настоящей жажды.

* * *

Я в ответе за всё, что со мной происходит или не происходит, и, в то же самое время, ни за что не в ответе - потому что я не могу отвечать за происходящее, как безногий не может отвечать за прохождение пути ногами. У меня нет сил и возможности быть ответственным. Но невозможное человекам возможно Богу. Да, это о восполнении Богом нашего безсилия своей благодатной силой. Но всегда ли оно возможно? Нет, не всегда, а только в случае, когда человек исчерпал всего себя в трудах ради возможности послужить Богу - Благу. Не корысти своей, не эгоизму,  не самости, а Благу, которое обще для всех. Настоящее доброе дело всегда приносит счастье не только кому-то одному или какой-то узкой группе людей, но всем и сразу - даже если все об этом не подозревают.

* * *

Чтобы понимать, что творится вокруг, надо не только уметь мыслить, но и знать куда смотреть, чтобы увидеть главное, что определяет современность. Внимание людей рассредоточено между множеством разных проблем, которые часто вполне не осознаются.
Вероятно, важнее всего понять каков образ человека, с которым работает современное общество как система. Какого человека видит система, каким хочет его видеть и каким создаёт.
Что в человеке считается нормальным, правильным - одобряемым, и что, наоборот, считается неверным и наказуемым.

* * *

Каким должно быть устройство правления? Сущность сама порождает формы, потому, мне кажется, важнее формы правления аутентичность народа. Быть собой, не обезьянничая и не поддаваясь на чужие технологические уловки. Однако происходит обратное. Не равный себе, с поврежденной идентичностью народ не слышит себя и становится чуждым себе самому - чуждым на уровне идеалов, но не пороков. Пороки в утратившем себя народе как раз начинают активно развиваться и доминировать над  добрыми сущностными качествами. И тогда становится неважной форма правления - она всегда будет не о народе, не для народа, а значит станет непременно противонародной (антагонистичной).  Отсюда видно, что природа власти как таковая имеет некий внутренний конфликт в отношениях с народом, который вряд ли преодолим. Добрая власть, скорее, чудо, чем норма. Потому правитель должен ходить под Богом (другая, иная власть), чтобы власть земная его не развращала. Правитель (правительство) должен быть своим для народа на уровне глубинной сердечной Песни сердца (культура), чтобы не стать служителем Антипесни. В противном случае последнее неизбежно при любой форме правления. И неаутентичный народ ничего не сможет сделать с этой проблемой - у него нет ресурса (отнят) для бытийной активности.

* * *

В контексте вышесказанного интересно поразмышлять над идеей «своих давать во власть жалко, власть губит - пусть правят чужие».

* * *

Любая власть хочет оставаться властью и может выродиться во власть ради власти, если не будет иметь положительного, сущностного наполнения (Песни сердца, которая едина у правителя с народом - в идеале). Технологии порчи в равной мере выводят из Песни и народ (разобщаясь, овцы бегут каждая в свой плен - в свои страсти), и правителей. Иначе либо тот, либо другой могут нарушить процесс порчи и закабаления чужаками, родив песню сердца, а она заразна для всего общества, ибо восполняет сердечную жажду.

Песня сердца - вот главный враг любого оккупанта и сила, освобождающая из любого плена - дающая силу и власть освобождаться и быть свободными.

* * *

Уверовавшие в американскую пропаганду как истину почему-то считают глупцами тех, кто верит российской пропаганде. На каком основании? Пропаганда - это пропаганда, не имеет разницы с чьей она стороны, ибо истина всегда находится в ином пространстве смыслов. Хотя российская пропаганда как менее изощрённая, менее профессиональная, менее и опасна, чем грамотная, учитывающая все современные достижения науки, тотальная западная.
Правду сегодня надо заслужить - верностью истине. Не хотелкам своим, не лозунгам-митингам, а истине. И это понятие совсем не такое простое и доступное, как кажется глотателям внедряемых пропагандой смыслов.
Подменённая картина мира, не имеющая ничего общего с реальностью, правит воображаемым миром тех, кто поддаётся пропаганде. Это ограниченная картина, не дающая полноты видения, считающая фрагмент истины целой истиной. Но фрагмент правды, толкуемый ложно, может врать больше, чем обычная ложь - с его помощью в воображении можно выстроить совершенно нерешаемый лабиринт, из которого выхода не существует.

* * *

Что становится правдой для человека? То, что сделает его, выбравшего эту правду, прекрасным. Легко ли быть прекрасным? Всякий, кто пытался всерьёз, знает, что нелегко.  Однако людям могут подсовывать ложь как дешёвую, не требующую особых затрат, правду. Правда как тренд тоже немного стоит,  даже если затратна - она компенсирует затраты на уровне тщеславия.
Настоящая правда трудна не потому, что таково её собственное свойство. Нет, настоящая правда трудна потому, что люди загадили всё пространство вокруг себя ложными, корыстными, обманными правдами, и сквозь них надо как-то пройти, пробиться, прорасти истиной в себе.
Дешёвая правда лжёт блёстками ложной красоты, а по-настоящему дорогая, настоящая правда выглядит неприглядно. Её красоту ещё надо суметь разглядеть, очистив своё зрение от пыли, плевел и пепла.


Дневники 6, 11, 15, 17 июня 2022

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.