Актуальные размышления
Кто знает, тот не мыслит. Мышление - это поиск, а знающему искать незачем. Мышление течёт, оно жаждет, оно ищет знания. Но это не то знание, которое у знающего - у знающего лишь тень его. Мышление нельзя иметь, к нему надо приобщаться. Снова и снова...
* * *
Мышление осуществляется в Боге. Человек мыслит богом в себе* - если мыслит. Животные не мыслят, но думать они умеют. Мыслить и думать - разное. Но и животное живёт благодаря Богу, жизнь животного осуществляется тоже в Боге. По аналогии с собой мы отчасти можем понять как думают животные, люди ведь тоже во многом - животные, в каждом из нас присутствует и человек, и животное. И растение, кстати, тоже - человек может жить, как растение и думать, как растение - клеточный уровень сознания тоже существует.
Амёба не мыслит, но по-своему думает - наука подтвердила факт наличия сознания даже у одноклеточных.
Всё живое - живёт и потому неизбежно имеет некую разновидность думания - жизни, ибо единение множества клеток в единый организм - это тоже некое думание. Каждая клеточка должна знать, что она часть того, а не другого организма - без этого она не сможет нормально функционировать как клетка организма.
А что же искусственный интеллект - он думает? Ученые говорят, что машины изобрели свой, отличный от человеческого способ мышления - поразительно, правда?. И люди пока не понимают КАК думание это осуществляется, по каким принципам. Есть ли здесь угроза и в чём она? Дело в том, что это мышление машины осуществляется вне Бога, а потому не лишним будет вспомнить предупреждение Христа «Кто не со Мной, тот против Меня» - это ведь о механизме действия, который не зависит от личной конкретики. Кто не со Христом, тот антихрист по определению, иначе быть не может. Никакие благие намерения не могут это изменить - такова природа вещей. Всё, что не посвящено Богу, что развивается не в Боге и не для Бога, непременно обратится против Бога. Причём слово Бог в данном случае надо понимать широко, включая в него и всё человеческое, принадлежащее Богу, независимо от человека. Ведь этот мир создан Богом и живёт Его энергиями - нравится это кому-то или нет. Нейтральное мышление в этом мире неосуществимо, потому что то, что не охраняется благодарением Богу (благодатью к Богу), будет захвачено духом-антагонистом. Любой целостный процесс - духовен по природе, целостность осуществляется в духе. В каком именно духе будет осуществляться особенное мышление ИИ? Каком-то нейтральном? Разве это возможно?
Даже если предположить, что возможно создание отличного от созданного Богом мира - мира ИИ, разве не богопротивной является сама идея создания такого нового мира вне Бога, устроенного против Бога уже хотя бы потому, что самого человека намереваются втянуть в этот мир в качестве вещи - одной из многих интернет-вещей. Вне Бога - всегда против Бога, а значит и против человека. Людям может казаться, что они свободны выбирать по своему усмотрению будущее, но двигаясь в сторону от Бога, они непременно движутся в сторону Антихриста и окажутся его пленниками, независимо от своих намерений. Но в согласии со своими желаниями, о которых не всякий возможно и знает (правду о себе многие ли познали?).
Надо ли учитывать озвученное выше при создании ИИ? Разумеется, надо. Иначе катастрофа неминуема. Причём она включает в себя и расчеловечивание тех, кто создаёт этот самый ИИ без оглядки на нравственность и пользу или вред для человека. И это уже очевидно, т.к. весь человеческий мир намереваются подчинить ИИ, который мыслит каким-то нечеловеческим методом, непонятным даже самим учёным - его творцам.
Вспоминается весьма радикальное, но верное высказывание современного учёного Джона Леннокса, математика, доктора наук, и доктора философии: сегодня «учёный может выбирать только между Богом и глупостью».
Может и неспроста учёному сообществу так понравилась фальшивая отговорка, позволяющая им любопытствовать в проектах уже явно направленных против человека - мол, наука вне нравственности (наука - да, но ученый ведь не перестаёт быть человеком - т.е. нравственным или вненравственным, а значит на следующем этапе - безнравственным).
Прямо на наших глазах происходит расчеловечивание человека как такового и очеловечивание и даже обожествление, будем честны, ИИ, которого ещё вполне даже не существует - но это лишь вопрос времени.
* * *
Россиянам уже обещана кампанию по повышению доверия к ИИ - как «проводнику справедливости для человека» (и правосудия, разумеется - тому уже есть примеры). Вот он, вместобог - начинается. Медиаплан новой кампании включает в себя публикации в СМИ, тематические выпуски в программах на ТВ и пр. Поставлена задача влюбить массы в ИИ, и они наверняка влюбятся, уже влюбляются - по наивности и обычной человеческой склонности очеловечивать всё вокруг себя.
* * *
Антихристом является всякий, кто зарится присвоить себе то, что принадлежит Христу, и тот, кто служит системе Антихриста.
Антихрис (вместобог и противбог) - это мы все в рамках проекта «вместобог и противбог», на который согласились. Замечу в очередной раз, что вместобог это всегда непременно и противбог. Таково его положение, такова природа вещей...
* * *
Человек - это тот, кто ошибается. Так считал, например, блж. Августин, епископ Гиппонский - один из Отцов Церкви, святой человек, христианский богослов и философ. И это мнение вполне логичное, ведь человек - существо становящееся, обновляющееся день ото дня. Он всякий день - новый. Человеком нельзя быть, им можно только делаться снова и снова, и снова - уверяет академик А.А. Ухтомский - создатель учения о доминанте и по совместительству епископ Охтенский.
Однако общество, обожествляющее ИИ, предполагает нечто другое - обратное, противоположное, и потому намерено отдать «справедливый» суд в ведение ИИ, который будет воистину справедлив, но не по отношению к человеку как человеку, а по отношению к бездушной вещи, в которую автоматически превращается человек в таком случае. Вот когда особенно уместно вспомнить, что Бог - не справедливый, а любящий. Быть справедливым по отношению к становящемуся бытию - это быть его врагом, карающим незаслуженно, оценивающим несправедливо, и это, судя по всему, и будет делом антихристова порядка. Так что ничто живое не сохранилось бы от такой бесчеловечной «справедливости», если бы не Христос и Его Второе пришествие.
Самое время вспомнить наставление прп. Паисия Святогорца: «Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры)».
Помолись, дружок,
За бессонный дом,
За окно с огнём.
(Марина Цветаева)
* * *
Любые правила должны иметь созидательный смысл. И должна быть возможность обойти правила в том случае, когда они неуместны. Общие для всех правила не бывают уместны всегда, иначе они обращены к людям как машинам. А человек - это как раз то, что выходит за пределы машинного.
Правила ради правил расчеловечивают, причём очень быстро. Это низость, форма самоутверждения за счёт другого.
Общие правила должны существовать ради общего блага, а не ради узких корыстных интересов какой-то узкой группы. Общие правила незаконны, если не нацелены на общее благо.
Для себя лично человек вправе устанавливать любые правила ради правил, но не для других. Обожествление своих правил - дорога к расчеловечиванию.
ВОПРОС-ОТВЕТ:
Вопрос: У ИИ не может быть правды, это программа. Но программа может быть и о любви, и о Боге.
Мой ответ: Любовь - не программа, потому любовь не может быть привита ИИ ни при каких обстоятельствах (!), а только её имитация (при желании), могущая вводить в заблуждение наивных людей. Но желание доминирует другое - выслеживать, отслеживать и судить о правде человека - вот предназначение, которое уже озвучено, и в этой роли ИИ уже активно используется в социальных программах, несмотря на его несовершенства. Причём подчинённое ИИ, бесправное положение человека уже явно продемонстрировано, благодаря ковидной эпопее.
Вопрос: Во всех превратностях вини иван иваныча - ИИ.
Мой ответ: На самом деле всё с точностью до наоборот. ИИ в роли «Великого инквизитора», ИИ - как совесть нации и даже совесть человечества в целом - как вам такие перспективы?
Вопрос: Да, ИИ приведёт к деградации всего, что наработано величием человеческой мысли...
Мой ответ: Не ИИ, а его обожествление. Противопоставление правды ИИ правде Божьей о человеке. Это очень важное уточнение, потому что расхожая формула «прогресс не остановить» позволяет ускользнуть от ответа на вопрос: ИИ для человека или против человека? Кто кому служит, если человек оказывается подсудным ИИ? Кто не задался этим вопросом, тот ещё не понимает в каком мире мы оказались и, главное, для чего. Кому и зачем нужен такой обесчеловеченный мир?
---
* Человек мыслит или Богом, или дьяволом, - говорит прп. Иустин Попович. То есть, выходя мыслью из Бога, человек непременно приходит мыслью к дьяволу. Нейтральность или независимость человека от духовного начала - кажущаяся, и длится она очень недолго.
Дневники 6 января 2020; 24, 25 сентября, 27, 29 октября 2021
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
Владсилав Герцен:
По-моему, давать роботам телесный образ человека это очередное проявление нашей глупости, потому что мы не замечаем опасности в том, что тем самым творим иллюзию человекоподобности мертвой программы, что в свою очередь породит различные формы антропоморфизма в отношении роботов. Нам бы сначала животных и природу освободить от своей излишней "заботы", которая проявляется в современных промышленных концлагерях. А потом уж миловаться роботами в образе человека.
Светлана Коппел-Ковтун: А вы не заметили другую тенденцию - упрощать, алгоритмизировать человека? Это два параллельных процесса.
Владсилав Герцен: Да, это тоже. Сведение человека к функции, к его функциональной эффективности и пригодности. Более того, некоторые люди прямо таки сами стремятся настолько рационализировать свою жизнь, чтобы стать своего рода "машиной" по выполнению поставленных задач. А на обдумывание смысла такой жизни времени уже не остаётся. Вот это, кстати, упрощение человека и есть победа условных роботов над людьми, а не то, как это показано в фантастических фильмах. Есть тенденция задушить все метафизическое,прямо таки изъять это из жизни общества, словно это иллюзия или дурная выдумка архаических культур , а оставить только то, что даётся предметно, ведь позитивная наука не может ничего сказать о том, на что нельзя указать как на что-то предметное. А наука сегодня - наивысший авторитет для человека. И хотя действительно порядочные учёные никогда не ограничивают сферу возможного одним лишь предметом позитивной науки, это, к сожалению, те голоса, которых сегодня мало кто слышит. Восхищённый "всемогуществом науки" человек отказывается признавать предметные границы научного исследования. Хуже всего то, что это не всегда малообразованный народ, но часто даже люди образованные, с научными знаниями и пр. Они действительно убеждены, что дай науке 1000 или 10000 тысяч лет, и она разгадает все возможные тайны бытия. Если нельзя любовь исследовать как метафизическое понятие, ничего, мы исследуем его как понятие биологии и химии, - говорят они. Если нельзя сознание человека и его мысли увидеть в принципе, ничего, говорят они, мы посмотрим на мозг и его нейронные связи и якобы в этом увидим сознание. Они упорно не хотят соглашаться, что возможны вещи, недоступные для рационального познания в принципе, и что на основаниях этих вещей выстраивается наша личностная жизнь. Им кажется, что все должно иметь исключительно предметное существование. Конечно, в такое мировоззрение не вписывается человек с его метафизической глубиной. Он лишний в таком мире победившего "рацио-безумия" (т.е. такой безумной веры в возможности рационального познания, что это доходит до абсурда). Закономерно, что такое мировоззрение рождает образ человека, в котором нет места ничему метафизическому. То есть человек отныне якобы должен быть объясним словно какой-нибудь сложный механический аппарат. Всего лишь 😏. И комизм (или драматизм) ситуации состоит ещё и в том, что этот тезис можно принять лишь на веру) т.е. самообман этой мировоззренческой позиции состоит в том, что отбрасывая все метафизическое, они сами не могут при этом последовательно отказаться от всего метафизического, то есть от понимания, что "выявить истину это благое дело", ведь в мире эмпирических фактов истина не имеет никакой ценности. Истина имеет значение и ценность для человека постольку, поскольку он опирается на что-то метафизическое. Грубо говоря, если робота запрограммировать на ошибки, он будет совершать ошибки, для робота истина не имеет метафизической ценности. Для него есть лишь правильный или неправильный алгоритм действий, а все это в целом представляет собой единую механическую систему, состоящую из причин и следствий. Вот здесь действительно нет никакой метафизики. Но сегодня и человека хотят уподобить такому роботу, поддавшись иллюзии, что человеческая личность может быть сформирована без связи с сущностью вещей как таковой (а эта связь может быть обеспечена лишь верой, так как любому здравомыслящему человеку очевидно, что никакие ни 1000, ни 10000 тысяч лет не помогут нам в том, чтобы в рамках научно-рационального познания открыть нам все тайны нашего бытия).
Светлана Коппел-Ковтун: Не хотят уподобить, а уже уподобили. И многие с радостью сбросили с себя бремя человечности - это удобно, никаких моральных заморочек. Тупое следование тупым инструкциям стало чем-то вроде рая - внутренне комфортное состояние. Бремя ответственности за то, что ты недостаточно хороший или даже плохой или даже слишком плохой - сброшено. И это облегчение человек ощущает как свою свободу и даже значимость (у него есть пусть маленькое право не пущать, отказывать, наказывать, запрещать, преследовать и пр.). «То есть человек отныне якобы должен быть объясним словно какой-нибудь сложный механический аппарат» - нет, не сложный. Очень примитивный.
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий