Игумен Серафим (Федик): «Если мы, Христовы, будем подражать злому, то кто будет творить хотя бы крохи добра?»

Автор: Светлана Коппел-Ковтун
Игумен Серафим (Федик)
Игумен Серафим (Федик)

Сегодня мы беседуем с нашим давним другом во Христе игуменом Серафимом (Федиком) - клириком Михаловско-Кошицкой епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии, которому в этом году исполнилось 60 лет. Он несёт своё апостольское служение, окормляя православный приход в селе Марковцы, а прежде, до тяжёлой болезни, подорвавшей его силы, на протяжении почти 20 лет окормлял словацкие приходы Рождества Богородицы в селе Цейков и Преображения Господня в селе Кашов, а так же первый венгероязычный приход во имя преподобного Моисея Угрина.

Светлана Коппел-Ковтун: У вас юбилей, исполнилось 60 лет — сколько из них вы отдали монашеству? Если сравнить себя того, который только задумался стать монахом, себя новоначального инока и себя нынешнего — это три разных человека или один и тот же? Что в вас менялось и что оставалось неизменным?

Игумен Серафим (Федик): Да, мне исполнилось 60 лет. Монашеству я отдал не так много, потому что постригался в 2009-м году. Значит, всего лишь 13 лет живу как монах. Но моя служба Церкви в священническом чине длится дольше. В этом году у меня маленький юбилей — 25 лет прошли со дня рукоположения и в дьякона, и в пресвитера. Всё это произошло год спустя после того, как в моей жизни появился батюшка Серафим — мы с вами беседовали об этом раньше*.

Сравнивать три этапа жизни можно, но человек это тот же. В чём разница? Может жизненный опыт… Изначально возникает желание принять нечто, что видишь вовне, о чём много читал, но это только самое начало формирования человека. В жизни новоначального инока тоже есть мечты и мысли о том, как надо, как должно быть, но приходит время, и всё становится на свои места, в соответствии с реальным положением дел, с тем, в каком положении находится он сам — имею в виду чин монашества.

Меняться нужно всегда к лучшему, ведь это путь к Богу, в жизнь вечную. Нельзя стоять на месте. В этом смысле менялся и я, но только Богу видно, получилось ли и до какой степени. Конечно, надо работать над собой, ибо сам факт принятия монашества — это только начало пути. Иногда в борьбе с искушениями нам надо принуждать себя, чтобы бороться со всем, что стремится нас отделить от любви Бога. Так что этот процесс никогда не заканчивается, пока мы живём в этом мире. Если бы остановились и сказали, что хватит, я уже достиг такого уровня, что дальше некуда, это значило бы только то, что мы упали в прелесть с помощью того, кто нас стремится отвлечь от этой борьбы, что поверили в собственное совершенство. Таково начало духовной слепоты и в последствии смерти.

Так что и теперь, по прошествии 60 лет жизни, останавливаться нельзя.

Светлана Коппел-Ковтун: Да, человек всегда должен устремляться за свои горизонты, преодолевать свои прежние границы и высоты, чтобы расти и совершенствоваться. Как на ваш взгляд обстоят дела с возможностями для духовного роста — они сегодня остаются такими же, как прежде? Или наше время ставит перед человеком какие-то новые задачи, которых раньше не было? Какие?

Игумен Серафим (Федик): Возможности для духовного роста те же, что и прежде. Никто их не отменил, разве только для себя лично кто отменил, думая, что ему уже не надо никуда стремиться — он в пристани. Задачи тоже те же самые: борьба с грехом. Иногда кажется, что раньше было намного легче, но поглядим на давних и современных мучеников — в чём разница? Боролись с тем же, отдали свои краткие, мимолётные жизни за нечто лучшее, настоящее. Мы для себя всегда ищем оправдания, к сожалению очень часто слышу слова, которые меня смущают, типа: в наше время уже нельзя так действовать, как прежде, не надо повторять всё то, что раньше было — мы другие, современные. Возникает вопрос: в каком мире мы живём? Разве не в том, который создал Бог? Разве изменились заповеди Бога нашего? Только безумный человек для себя находит какие-то изменения, внушает их себе. Почему такое случается? Потому что нет желания бороться. Многие говорят, что только верить надо, и всё.

Грешит человек против себя, Бога и ближнего, живя неправедно. Задумаемся: сам грешишь и другому намекаешь, научаешь другого своим поведением, что правильно неправедное, мол, живи, как я — так лучше и проще. Но стоит взглянуть на результат, и всё становится очевидным.

Если прочтём проповеди св. Иоанна Златоуста, мы всё поймём. Он как будто прямо нам, в наши дни говорит свои проповеди — так они актуальны. Но он жил много веков назад. А это значит, что и проблемы, и задачи, стоящие перед нами — те же самые. Не надо искать какие-то новые подвиги. Святые, каждый в своё время, в своём положении, показали нам разные виды подвига — у них по-прежнему есть чему поучиться.

Светлана Коппел-Ковтун: Как бы вы охарактеризовали нынешнее время: что в нём самое показательное, самое непонятное и, может быть, самое страшное или, наоборот, самое прекрасное?

Игумен Серафим (Федик): Время сотворил Бог, и наше время есть часть того же самого, сотворённого Богом времени. Самое прекрасное в нём то, что Бог долго терпит беззакиния, которые мы творим. Для человеческого ума это непостижимо. Многие говорят, что можно во всём прекрасно разобраться, но Исаак Сирин в своей молитве говорит другое: «Хвала Тебе за Твой непостижимый промысел». Не Бога нам изучать надо, но Его законы, и тогда всё встанет на свои места. И не только изучать, но исполнять. И в связи с этим каждый из нас должен задуматься о себе: куда я стремлюсь, какой пример показываю, чем занимаюсь. Самое страшное то, что это, нужное, как воздух, наше стремление к Богу через исполнение Его заповедей, без конца откладываем на потом, позже, когда-нибудь — не сейчас. Не понимаем или не хотим понимать, что в первую очередь время нашей личной жизни стремительно сокращается, и в целом можно сказать, что живём в последние времена. Только не нам определять, когда последний день настанет.

Светлана Коппел-Ковтун: Современный монах, современное монашество — в сравнении с прошлым что-то изменилось? Быть хорошим монахом — это каким быть?

Игумен Серафим (Федик): Чем же может отличаться современный монах от прошлого? Пусть пользуется возможностями современности для улучшения своего духовного состояния. И не только для себя, но и для окружающих — как это делали монахи в прошлом. Ведь монашеские обеты те же. Некоторые, к сожалению, пренебрегают ими и делают противоположное, но это уже другой вопрос. Это не даёт нам права не сохранять верность обетам. Только безумные следуют дурным примерам. Если мне откроется дурной поступок другого, я всегда молюсь: Господи, будь к нему милостив, и мне не дай впасть в этот грех. Потому, что видим сколько лукавства, сколько неправды и зла нас окружает. И если мы, Христовы, будем подражать злому, то кто будет творить хотя бы крохи добра? Добро, даже несовершенное, попросту исчезнет из нашей жизни.

Быть хорошим — это стремиться к добру, сохранению обетов, исполнению заповедей Божиих, чтобы услышать в своё время от Христа самое главное: «Войди в радость господина твоего» (Mт. 25:21).

Светлана Коппел-Ковтун: Быть человеком — это о чём? И что делает человека слабым или сильным, прекрасным или ужасным?

Игумен Серафим (Федик): Быть человеком — это не больше и не меньше, чем быть тем, чем создал нас Бог, творя по Своему образу и подобию, и это Божье творение остаётся человеком только тогда, когда стремится сохранить этот образ как можно более чистым и неповреждённым. Сохранение образа делает человека сильным, не хранение образа делает его слабым, когда человек, в результате неправедного поведения, превращается в нечто непохожее на человека. Потому очень важно сохранить в себе этот Богом данный нам образ — чтобы не случилось с нами ужасное при встрече с Богом, когда Он спросит: А ты кто такой? Я не знаю тебя.

Выходит, что человек по поведению своему становится прекрасным или ужасным. Ответственность за сохранение в себе человека лежит на его плечах, отговорки не сработают. Во всякое время, при любых обстоятельствах можно сохранять человечность, только надо этого по-настоящему хотеть.

Светлана Коппел-Ковтун: Чем хороший человек отличается от плохого?

Игумен Серафим (Федик): Ответ прост — по делам его познаётся. Ибо сказано: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Mт. 7:17), то же самое и с человеком. Или ты делаешь хорошие дела, или тебе приятно творить неприятности своему окружению. Ответственность за это на нас — не на кого её переложить. Разве только на словах, для своего успокоения и самообмана, но в реальности, перед Богом — это не так.

Светлана Коппел-Ковтун: Что такое вечность? Каковы отношения человека с вечностью? Зачем человеку этот опыт?

Игумен Серафим (Федик): Если бы мы всё, что касается Бога, могли понять и объяснить, пребывая в теле, тогда мы стали бы богами. Смертный человек, который по словам псалмопевца живёт 70 или 80 лет, и то зачастую в больших трудах, не в силах постигнуть вечность. Отчасти что-то понимаем, только отчасти. Например, когда хотим выразить что-то значимое, великое, большое или продолжительное, мы говорим: это длилось целую вечность, это будет вечно... Но сколько в этом истины, ответит только Тот, кто воистину вечен. Та же математика говорит, что прямая линия бесконечна, но всё-таки понять это по-настоящему можно только при созерцании Лика Божьего. Полноты опыта вечности человек здесь приобрести не может, нас окружают только временные «вечности». Вспомним слова Спасителя: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мтф. 24:35). «О стихиях же Христос упомянул для того, чтобы показать как то, что Церковь превосходнее неба и земли, так и то, что Он есть творец всего существующего» — пишет свт. Иоанн Златоуст.

Светлана Коппел-Ковтун: Как объяснить, зачем сегодня людям христианство? Может расскажите о каких-то своих ошибках или неудачах, трудностях, огорчениях, которые вы сумели преодолеть благодаря христианскому умонастроению.

Игумен Серафим (Федик): Зачем? Точно для того же, что и прежде — чтобы спасти свою душу. Без христианства, без христианского понимания человека, ошибок было бы гораздо больше, чем их было или будет. Это крылья, это лёгкие, это спасательный круг тонущему или что хотите ещё… В трудные, горестные минуты жизни преодолеть, пережить нечто непосильное вне христианства, без Христа, невозможно. И здесь не надо искать какие-то случаи, ибо всё, абсолютно всё решается благополучно, только благодаря христианскому умонастроению. Вспомним пример из Св. Писания: «Подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему» (Третья книга Царств, Глава 18,21). Вне христианства, без христианства результаты нашей жизни были бы совсем другие.

Светлана Коппел-Ковтун: Почему уныние — грех? Как его преодолевать, если всё вокруг кажется безнадёжным?

Игумен Серафим (Федик): Да, точно, кажется, но на самом деле это не так. Кажется потому, что мы впадаем в уныние очень быстро, и это комфортно, когда не хочется брать на себя ответственность. Мы в таких случаях говорим: такие обстоятельства, ничего не поделаешь, и в лучшую сторону направить дело невозможно — не смогу. Вот и впал в уныние. Но правда ли это, что ничего сделать не можем? Или это просто удобная ложь, чтобы ничего не делать самому, а ждать, что кто-то другой придёт на помощь и всё устроит?

Бороться надо с унынием, св. апостол Павел говорит нам: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16). Но где мы видим радость сегодня? Почти нигде — и в этом суть. Мы очень быстро научились унывать, но утратили способность радоваться — во Христе. Почему? Потому что у нас очень высокие планы на радость. Претензии. Мелочи нас не радуют. Не радуемся тому, что утром проснулись, что увидели новый день, что получили снова возможность творить добро на радость себе и всем. Не радует нас соловей своим пением, солнце то слишком палит, то, наоборот, слабо греет — мы всегда недовольны, неблагодарны. Всё не так, как нам бы хотелось — нас всё раздражает. В таком состоянии невозможно радоваться, а значит невозможно не унывать. Но когда ты замечаешь и в шуме большого города тонкий голос певчей птички, когда радуются твои глаза новому цветку, когда ты глубоко дышишь чистым воздухом в сквере, надо вспомнить о Боге, создавшем всё это для тебя и одаривающем тебя каждое мгновение. Только заметь эту радость и возрадуешься.

Мы научились радоваться только большим достижениям, престижной работе, люксовым машинам, даче с большим домом, оборудованным всеми удобствами, и, кстати, огороженным высоким забором, чтобы никто не видел нашу радость. Увы, именно это мы называем радостью. Если ты такого настроения, то и не жди в жизни радости, ибо выше упоминаемые радости — временные и ненастоящие. Настоящая радость только в Боге. Уповай на Него и не ропщи. Прп. Исаак Сирин нас учит: «Бог прощает всех, кроме постоянно ропщущих».

Светлана Коппел-Ковтун: Бесчеловечность — откуда она берётся? Как христианин должен относиться к людям, которые бесчеловечны по отношению к нему самому или по отношению к другим?  Как преодолевать страх перед бесчеловечными и сильными? Вам бывает страшно?

Игумен Серафим (Федик): Страшно бывает в жизни каждому человеку. Особенно, когда мы, слабые, встречаем сильных этого мира. А там, где царствует сила, там присутствует и бесчеловечность. Однако мы — слабые по-мирски, но если сильны духом, то бесчеловечность по отношению к нам уже не такое страшное дело для нас. Грех разрушил человечность, и милосердное отношение к другим искоренила жажда лишь материального, ведь оно подлежит тлению. Помраченный ум не способен увидеть нужду ближнего. Нет желания помочь, утешить, облегчить бремя другого. Наоборот, если только можно, он утяжелит бремя, укорит, ранит душу другого, ибо это, и только это удовлетворяет умопомрачённого человека.

В такие страшные моменты вспомним слова мудрого старца, который наставляет унылого ученика своего: иди домой, и на двери своей кельи напиши «Не всегда так будет!» — и это правда, эта мысль поможет тебе пережить тяжёлое время. Она же поможет не возгордиться в случае, если у тебя всё в порядке, ибо и это пройдёт — не всегда так будет.

Светлана Коппел-Ковтун: Несколько советов молодым людям, которые пока ещё не выбрали свою дорогу, но которым хочется сохранить в себе человека. Как выбрать свой путь и не ошибиться в выборе? Чего надо избегать и к чему стремиться?

Игумен Серафим (Федик): В путь позовёт Сам Господь, только надо прислушиваться. Говорю это по личному опыту. Какие-то точные советы я дать не могу, жизнь каждого человека очень индивидуальна. Но тот, кто хочет сохранить в себе человека, должен следовать за Тем, кто сотворил человека, т.е. за Богом — другого пути нет. На всяком другом пути человек теряет свою человечность — образ, по которому он был создан, затемняется в человеке. Бог раздал людям таланты — «одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Mф. 25: 15), и каждый из нас должен посильно умножать эти таланты. Но может и отказаться. Только это не послужит его пользе, как и пользе окружающих. Избежим тщеславия, последуем за Христом, который был послушен Отцу Небесному даже до Креста.

Светлана Коппел-Ковтун: В нынешнем несвободном мире может ли человек оставаться свободным? Как?

Игумен Серафим (Федик): Да, свобода — важное дело, но важно видеть, что она такое для нас, как мы её понимаем. Если свобода для меня то, что я придумал себе, что мне снится, несмотря ни на что, не считаясь ни с кем — ни с Богом, ни с человеком, значит это анархия, а не свобода. В духовном смысле это рабство очень тяжёлой формы. Поэтому нам надо чётко определиться, что есть для нас свобода. А она — во Христе, это подлинная свобода всегда и везде, в любых обстоятельствах. Где Христос, там нет рабства — только свобода. Как быть свободным? Стояние в правде делает свободным. Вспомним слова Спасителя: «истина принесёт вам свободу» (Ин. 8:32). Проблема нынешнего мира в том, что нас повсюду окружает ложь, и многие уверены, что без лжи нельзя прожить. Это ловушка, от которой надо убегать. И куда? Конечно во Христа и Его правду. Только там, в этой божественной правде, можно найти и приобрести свободу, всё иное неизбежно повергнет нас в рабство.

Светлана Коппел-Ковтун: Можно ли и нужно ли доказывать, что христиане не придумали Бога? Кому и зачем нужен Бог? Почему некоторые люди совершенно не нуждаются в Боге, а другие не могут без Него обходиться?

Игумен Серафим (Федик): Никто не может обходиться без Бога, но если кто живёт таким образом, словно не имеет ничего общего с Богом, тот пользуется свободной волей, которую даровал ему Бог. Но это лишь кажимость, что можно жить без Бога. В глубине души даже тот, кто категорично отказывается от Бога, имеет уголок для Бога. За 25 лет между прихожанами нескольких приходов я видел всякое. Могу сказать, что неверующих людей практически не существует, случаются только ожесточённые характеры. Человек с таким характером делает вид, ведёт себя так, как будто он ничего общего с Богом не имел. Но когда я прихожу к постели умирающего, даже такого, который за всю свою жизнь ни разу не посмотрел в сторону храма, всё меняется, прошлое подвергается сомнению: «почему-то я так себя вёл...», «как мне сейчас быть?..».

Светлана Коппел-Ковтун: У вас есть мечта, которую вы так и не смогли осуществить за всю свою жизнь? Что делать с такими мечтами, чтобы не огорчаться?

Игумен Серафим (Федик): Это правда, в жизни каждого человека есть такие неосуществлённые мечты. Как быть? Просто: на всё воля Божия, если бы это было полезно мне или кому-то другому в моём окружении, наверное даже могу сказать без сомнения, что Бог помог бы осуществить эту мечту. Но если это не сбылось, значит это не важно или не нужно. Не стоит расстраиваться по этому поводу. С нами Бог, Он лучше, чем мы знает, что нам нужно для спасения. Но бывает, что наша гордая эгоцентричность не позволяет нам забыть о нашем неосуществлённом желании, а смущает нас, наводит сомнения, чувство отчаяния. Надо знать — это всегда не от Бога, но искушение, злое намерение, отвращающее от Бога. Нельзя укореняться в таком нездоровом умонастроении.

Светлана Коппел-Ковтун: Было ли время, когда вы жалели, что стали монахом? Если бы ваша жизнь сложилась иначе, кем бы вы хотели быть по роду занятий?

Игумен Серафим (Федик): Ничего другого не желал для себя. Правда, в молодости тоже стремился ко всему тому, к чему стремились мои ровесники, но внутри был всегда какой-то внутренний тормоз, не пускающий в мирские развлечения. Всегда вокруг меня была большая компания людей — и это были настоящие друзья. Я мог положиться на любого из них. Но с годами всё сильнее звучало внутри желание быть поближе к Богу. Ничто иное не могло меня наполнить, удовлетворить — только храм, молитва, беседа на религиозную тему. Сменил несколько рабочих мест, но нигде не чувствовал себя так, что это моё пожизненное. Даже больше скажу: своё последнее рабочее место я оставил в такое время, когда все цеплялись за свои рабочие места, боясь потерять. Случился переворот в государстве, люди теряли работу, но я уволился сам, потому что появилась возможность поступить в семинарию. Никто не понимал, как я решился на это. Что будет дальше, как и на что жить буду. Позже, когда стало известно, почему я уволился, некоторые стали понимать — и, возможно, не столько понимали, сколько просто умолкли. А прежде были замечания вроде таких: Что же ты натворил? В наше время стать священником? Ты что?! И снова повторю: когда эти люди умирали, стремились мне показать, что надеются на милость Божию. Чем же другим можно заниматься таким, что даёт надежду людям? Только в этой роли я могу донести им: Покайся, Бог тебя милует и прощает. Ждёт твоего обращения — возвращения.

Светлана Коппел-Ковтун: Вы окормляете своей молитвой очень многих людей. Можете примерно сказать сколько таких, о ком вы молитесь ежедневно?

Игумен Серафим (Федик): Во время моих паломнических поездок я встречаю много людей, которые просят о молитве и передают записки. Так же через наши интернет-странички многие обращаются с просьбой о молитвенной помощи. Особенно сейчас, во время пандемии, очень много людей просят о молитве, слёзно просят молиться о здравии или за упокой своих родных и близких.

Когда я служу в келии, где живу, соборное богослужение, батюшки, которые впервые служат здесь, удивляются, почему так рано до литургии я прошу их начать проскомидию, но когда видят множество имён, живых и усопших, ещё больше удивляются за скольких я молюсь ежедневно — на молебне или акафисте. Не могу сказать точно сколько имён в здешних записках, но, слава Богу, много. И это радостно моей душе, ибо кагда опускаю вынятые из просфоры частицы за здравие или за упокой, в сопровождении слов «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих», то на душе радостно, что посредством моего служения Господь утешает многих.

Светлана Коппел-Ковтун: Последний вопрос о ваших нынешних обстоятельствах и нуждах — быть может, нужна какая-то конкретная помощь? Будни игумена Серафима каковы сегодня?

Игумен Серафим (Федик): Здесь, в нашей келье, всё очень скромно. Маленький домовой храм, который иногда кажется большим из-за отсутствия прихожан. Но есть и на этой территории чудесное место явления батюшки Серафима, на котором стоит поклонный крест. Несколько лет назад на этом месте хотели открыть источник, потому что сама вода показывает место, где она есть — на месте обретения камня, на котором сидел прп. Серафим. Но вручную копать невозможно, т.к. здесь большие скалы. Нужна техника, и с этим связаны расходы — нужны средства, которых у нас нет и наверное никогда не будет. И второе дело, связанное с тем же местом — в честь баюшки построить небольшой храм с часовней.
Но это как Бог даст. Будет на то воля Божья, то и средства найдутся на эти стройки. Так же мы нуждаемся в помещении для паломников. Иногда к нам, на наш основной праздник, приезжают даже из Москвы, но мы, к сожалению, не имеем возможности предоставить им ночлег у нас. Такие наши дела. Но мы не впадаем в уныние, всё наше упование возлагаем на Господа Бога. Если это будет во спасение душ наших, Бог пришлёт и средства, и послушников, соберём братию и будем трудиться во славу Божию. На всё Его святая воля**.

XPИCTOC BOCKPECE!

------

* См. Игумен Серафим (Федик): «Я никогда не бываю один, рядом Бог и все святые» (2012);
** Если кто желает и может оказать материальную поддержку игумену Серафиму, обращайтесь к автору статьи.

7 сентября 2021

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

12

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.