Цветаевское «я к каждому подхожу вся» означает ни что иное, как «я к каждому подхожу во Христе». В таком случае понятным является и продолжение её фразы «и вот улица мстит». Мстит, потому что никто не просит её об этом. Людям привычнее функционировать, т.е. поворачиваться какой-то одной гранью - по требованию. А «вся» - это ненормально и, главное, никому не нужно. Выходит что-то вроде «бисера перед свиньями», где свиньи - пустое место, отсутствие Христа, отсутствие личности. Где нет личности, там Христос (личность, целостность) - избыточен, там достаточно ситуативного фрагмента, грани - функции.
Чтобы прослыть странным, достаточно на вопрос «как дела?» реагировать по-детски искренне - т.е. верить вопрошающему. Ему ведь это, наверное, важно знать - иначе зачем спрашивать? Или, скажем, не менее риторическое «чем тебе помочь?», обращённое к человеку в трудной ситуации - особенно в христианской среде распространённое. Но не дай бог реально поверить вопрошающему и начать отвечать ему по-существу. Он придёт в замешательство...
И вот что важно. Отвечать по-детски, по-христиански искренне можно и не понимая всего трагикомизма ситуации, и, наоборот, отдавая себе отчёт. Некоторые люди намерено отказываются играть в приличия и на поставленный вопрос отвечают не всерьёз, но всё же давая ощутить тяжесть в руках - намерено смущая вопрошающего, чтобы вытолкнуть его в реальность из красивой, но лживой позы (ибо нечего задавать вопросы, ответы на которые тебе не нужны). Но есть и третий вариант - человек просто есть такой как есть не только на едине с собой, но и с другими. Это не он не соответствует другим, а другие не соответствуют ему. Он словно из чуждой вселенной, некий непонятный пришелец. На мой взгляд, это и есть вариант Цветаевой. Она просто была сама собой - всегда и со всеми.
* * *
Речь не о том, что она понимала себя, как христианку. Нет, она не отдавала себе отчёт в том, почему ТАК всё происходит. Но она была целой, целостной - это христианское состояние. Она пришла ко Христу как поэт, а не как христианин.
* * *
Люди иногда дают друг другу свою функцию (фрагмент себя), как взятку - чтобы не дай бог не спросили о Христе. Не в словесном смысле, а в сущностном. Целое - тяжело, от целого уклоняются как от непосильного бремени. А оно, по слову Христа, легко - было бы только сердечное желание нести его. Но желания нет, потому что люди сильно заняты чем-то другим.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий