Где вина, а где беда - не так просто понять, если вообще возможно

Автор: Светлана Коппел-Ковтун
Иллюстрация Ильи Глазунова
Иллюстрация Ильи Глазунова

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА
Много лет мечтала, что придет хороший добрый человек и скажет, что она ни в чем не виновата, что она самая лучшая. Бог исполняет ее мечту - приходит такой человек, да еще и князь, да еще и миллионщик, а она отказывается, уезжает с Рогожиным.
Так не только в книге бывает, так и в жизни бывает, и нередко. Почему? Я думаю, что человек не хочет отказаться от своей гордости, от своих привычек, от чего-то еще, что для него дороже его мечты.
Христина Либенсон

Мой ответ:

Она жалеет чистого, защищает его от своей нечистоты. Она идёт сознательно на гибель именно потому, что совесть не позволяет воспользоваться чистотой в своих корыстных целях.

Она делает то, в чём нуждается она. Выхода для себя она не видит.

Это же всё страсти, а не рациональные рассуждения. Но страсти человека в обстоятельствах... Такие обстоятельства создают такого человека... Где его вина, а где его беда - не так просто понять, если вообще возможно. И может быть её чистота как раз в этом отказе и явлена. Чистота не благодаря, а вопреки.

Достоевский не судит, он слишком большой страдалец для того, чтобы быть судьёй НФ. Он пытается понять её, а понять - это и оправдать, найти её правду.

Её правда в том, что она больше жертва, чем преступница. И конечно ей дорог тот, кому она дорога. Чистый взгляд на себе дорог больше всего. И тем активнее она говорит себе: нет, это не для тебя, ты - не такая.

11/02/2018

* * *

Вопрос: Хотелось бы получить Вашу характеристику Настасьи Филипповны! Хотя бы кратко! Просто штрихи к портрету!

Мой ответ: Наши гении часто не о том говорят, о чём читают современники. Они жили в той социальной обстановке, которая неведома нынешним людям. Анна Каренина - убита ведь и обществом, глупыми людьми, для которых моральные принципы - палка, которой можно бить другого. И своим любимым, который не вырос в любовь, а тешится такими же социальными стереотипами. Он не вполне самостоятелен, в отличие от неё.
Настасья Филипповна - трагичнейший персонаж. Она мне напоминает Анну из моего Макара. Это убийство женственности миром. Божественной женственности .
Беззащитная женственность обречена. Ей нет места, как и Христу. Это роднит двух персонажей не от мира сего: Настасью Филипповну и князя Мышкина. 
И там есть настоящее чувство - во Христе. И от него-то убегает Настасья Филипповна, считая себя недостойной. 
Сегодня социальное актуальнее, чем прежде. Потому это очень актуальные тексты. Св. Писание кстати тоже наиболее актуально для нашего времени. Оно написано для наших дней - больше, чем для другого времени.

Вопрос: Анна лучится светом! Это же ангел! А в Настасье много тьмы... Анну убить невозможно, за гранью видимого она будет еще реальнее... еще плотнее и мощнее... я так понимаю. А Настасья... да, загадка... не могу разглядеть в ней свет... И есть ли он?

Мой ответ: Что вы, там сплошной свет,  тьма - это социальное, плоды социальной тьмы на светлом беззащитном лике. Анна просто вне социального контекста. 
Подсказка - для верного прочтения:
Для начала надо научиться смотреть на человека, отделяя алгоритмы и личное, алгоритмы это 99,9% (природа).  Личное - это редчайший случай.

Вопрос: Но в чем же именно свет Н.Ф? Помогите мне понять! Это важно!

Мой ответ: У меня про это несколько текстов есть. Я начала говорить об этом...
Итак, различаем личное и природное. Напомню, что неумение различать - это самость или ветхость. Душевному не  дано понять духовное именно поэтому. 
Итак, алгоритмы и личное.
Про личное надо читать в моих тестах, самый коротки из них «Пища богов».
Поэтическое и личное - одно.
Говорим об алгоритмах
В чём ошибка суждения большинства людей? В приписывании личному природного. Клевета на личность получается.
Природное - это как яйцо, опущенное в кипяток: виновато ли яйцо, что сварилось в кипятке?

Зло мира активно пользуется пониманием человека, о котором я говорю. Добро, к сожалению, нет. Добро наше перестало быть активным, перестало созидать социальное в нас. Мы упустили из виду социальное и потому всё так дурно теперь.

Вопрос: Да, согласна...

Мой ответ: Мы, христиане, призванные созидать в мире Христово пространство - в душах людей, мы оказываемся втянуты социальными технологиями в созидание антихристова мира и даже не замечаем этого. Почему не замечаем? Потому что не понимаем, что такое Христос и что значит быть Христовым в мире. Христианство для себя - это про нас.

Ещё про Настасью Филипповну. Чтобы её любить, надо быть идиотом. Нормальный человек не видит её такой - только идиот, юрод (во Христе потому что надо глядеть). Представляете, как ей хотелось жить?! И она могла использовать случай, но не решилась. Вернее, не согласилась на этот случай.Отказалась. Принесла себя в жертву, самоустранилась, потому что для неё не было честного места. Её лишили возможности.
 
Была ли в том её вина? Надо быть юродом, чтобы не судить, а любить. И жалеть. Какой там суд к такой судьбе? Судят нелюбящие. 
Именно суд мешает любить и быть с Богом в этой любви.

Вспомним Христа, который не судил, а любил, вспомним его отношение к блуднице и постараемся понять причины такого отношения.

Суд Божий - это совсем не суд, это встреча с абсолютной Любовью.

Любящий не судит. Наша совесть нас осудит, наша правда невостребованная, наша любовь неизрасходованная нас осудят.

Так что тема - о главном...

15/08/2020

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

7

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.