- Владыка, оракул которого в Дельфах, не сказывает, не утаивает, но намекает.
- Природа же, по выражению Гераклита, любит скрываться.
- Гераклит говорит, что у бодрствующих единый общий мир, во сне же каждый уходит в свой собственный (мир).
- Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души.
- Ведь собаки лают на тех, кого они не знают.
- Я вопрошал самого себя.
- Мышление обще у всех.
- Желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее
- Гераклит говорил, что характер человека есть его демон.
====
1) все находится в состоянии непрерывного изменения: «в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии… Она образуется и расплывается, приближается и удаляется».], однако
2) изменение происходит согласно неизменному закону (логосу): «космос один и тот же для всего существующего, не создан ни богом, ни человеком, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, возникающим согласно мере и согласно мере угасающим».] и
3) этот закон включает взаимодействие противоположностей: «рожденная противоположность собирает вместе, из отдельных музыкальных звуков возникает совершенная гармония, все вещи происходят благодаря конфликту». Ср. с фрагментом: «люди не понимают, как расходящееся само с собой согласуется подобно возвращающейся (к себе) гармонии, как у лука и лиры».],
4) причем это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию [В учении Гераклита, таким образом, имеются моменты «диалектики», которые могут напомнить нам Гегеля и Маркса с их положением о том, что история движется вперед благодаря взаимодействию противоположностей.].
Скирбекк Гуннар & Гилье Нилс. История философии
=====
Сочинение Гераклита "О природе" - фрагменты
72. [93] С тем Логосом, с которым они имеют наиболее постоянное общение, правителем вселенной, они расходятся, и вещи, с которыми они ежедневно встречаются, кажутся им незнакомыми.
73. [94] Не следует поступать и говорить, как во сне. Ведь и тогда кажется, будто мы действуем и говорим.
74. [к 97] Не должно поступать, как дети родителей, то есть, выражаясь попросту: "так, как мы переняли".
75. [90] VI 42. Спящих, полагаю, называет Гераклит работниками и сотрудниками в мировом процессе.
76. [25] Максим Тирский XII 4 р. 489 (после В 60. 62). Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля - смертью воды.
Плутарх de Ε 18. 392 С. Смерть огня - рождение воздуху, и смерть воздуха - рождение воде.
Марк IV 46 (перед В 71). Умерла земля - возник огонь, умерла вода - родился воздух, умер воздух - произошел огонь, и обратно.
77. [72] Нумений fr. 35 (у Порфирия). Поэтому и Гераклит говорит, что душам удовольствие или смерть стать влажными. Удовольствие же для них заключается во вступлении в рождение. В другом же месте он говорит, что мы живем смертью их (душ) и они живут нашей смертью (В 62).
78. [96] Ориген с. Cels. VI12 р. 82, 23 (как 79 и 80 из Целъса). Ибо человеческий характер неразумен, божественный же разумен.
79. [97] (после 78). Муж считается глупым у божества, подобно тому как ребенок у взрослого.
80. [62] VI 42. Но должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что все возникает через борьбу и по необходимости.
81. [срв. 138] Филодем Rhet. Ic. 57. 62 (из стоика Диогена). Ораторское наставление во всех положениях имеет эту цель и, по Гераклиту, оно ведет к тому, чтобы зарезать (противника).
82. [99] Платон Hipp, maior. 289 А. Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей.
83. [98] В. Мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и во всем прочем.
84. [83. 82]. Плотин Епп. IV 8, 1 (Эфирный огонь в человеческом теле) "изменяясь покоится" и "тяжело находиться под (непосредственным) управлением тех же самых (господ), на которых работаешь".
85. [105] Плутарх Coriol. 22. Трудно бороться с сердцем. Ибо каждое из своих желаний оно покупает ценою души.
86. [116] — — 38. Но большая часть божественных (дел) ускользает от познания вследствие недостатка веры.
87. [117] — de and. 7p. 41 А. Глупый человек обычно пугается при каждом слове.
88. [78] — cons, ad Apoll 10 p. 106 Ε. В нас (всегда) одно и то же: жизнь и смерть, бдение и сон, юность и старость. Ибо это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это.
89. [95] — de superst. 3p. 166 с. Гераклит говорит, что у бодрствующих единый общий мир, во сне же каждый уходит в свой собственный (мир).
90. [22] — de Ε 8 р. 388 Ε. Все обменивается на огонь и огонь на все, подобно тому как на золото товары и на товары золото.
91. [41. 40] — — 18р. 392 В. В одну и ту же реку невозможно войти дважды, по Гераклиту (срв. В 12), и (вообще) нельзя дважды коснуться смертной субстанции, которая была бы тождественной по (своему) свойству); но, изменяясь с величайшей быстротой, она разбивается и вновь собирается (лучше же сказать, не вновь и не затем, но в одно и то же время она и прибывает и убывает) и притекает и уходит.
92. [12] — de Pyth. or. 6p. 397 А. Сивилла же, которая, по Гераклиту, неистовыми устами вещает невеселое, неприкрашенное, непримазанное, достигает своим голосом за тысячу лет, ибо бог (вдохновляет) ее.
93. [11] — — 18 р. 404 D. Владыка, оракул которого в Дельфах, не сказывает, не утаивает, но намекает.
94. [29] — — de exil. 11 p. 604 А. Ибо солнце не преступит (положенной ему) меры. В противном случае его настигнут Эриннии, блюстительницы Правды.
96. [85] — — IV 4, 3 p. 669 А. Ибо трупы более необходимо выкидывать, чем навоз.
97. [115] — an sent resp. 7p. 787 С. Ведь собаки лают на тех, кого они не знают.
98. [38] — fac lun. 28 p. 943 Ε. Души обоняют в Аиде.
99. [31] — aqu. et ign. сотр. 7р. 957 A; de fort. 3 p. 98 С. Если бы не было солнца, то, несмотря на остальные светила, была бы ночь.
100. [34] — — Qu. Plat. 8, 4 р. 1007 D? Бег времен. Солнце, блюститель и страж их, определяет, руководит, выявляет и открывает перемены и времена года, которые приносят все (с собой), по выражению Гераклита, и т. д.
101. [80] — — adv. Colot. 20. 1118 С. Я вопрошал самого себя.
101 а. [15] Полибий XII 27. Ибо, между тем как у нас по природе как бы два неких органа, при посредстве которых мы все узнаем и исполняем множество дел, (а именно) зрение и слух, (однако) зрение гораздо правдивее, согласно Гераклиту: "Ибо глаза более точные свидетели, чем уши".
102. [61] Порфирий к л 4. У бога все прекрасно, хорошо и справедливо; люди же считают одно справедливым, другое несправедливым.
103. [70] — κ Ξ 200. Ибо в окружности начало и конец совпадают.
104. [111 а] Прокл in Ale. I p. 525, 21. Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их - толпа. Ибо не знают они, что "много дурных, мало хороших".
105. [к 119] Схолии Нот. АГкXXIII251. Что Гомер был астрологом, Гераклит заключает отсюда (т. е. из Илиады XVIII 251) и из следующих его выражений: "Судьбы ни один из смертных не избег"; (Илиада VI478) и т.д.
106. [120] Сенека ер. 12, 7. Один день таков, как все остальные.
107. [4] Секст Эмпирик VII 126. Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души.
108. [18] Стобей flor. I 174. Гераклит: "Из тех, чьи речи я слышал, ни один не дошел до познания, что мудрость есть от всего отрешенное".
109. [108] — — 775. Скрывать невежество лучше, чем выставлять его напоказ.
110. [104 а] — — 776. Людям не было бы лучше, если бы исполнялись все их желания.
111. [104 b] — — 777. Болезнь делает приятным здоровье, зло - добро, голод - насыщение, усталость - отдых.
112. [107] — — 775. Мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к (голосу) природы, поступать согласно с ней.
113. [91] — — 77Р. Мышление обще у всех.
114. [91 b] — — 77Р. Желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее, подобно тому как государство (зиждется) на законе и даже еще крепче. Ибо все человеческие законы питаются единым божественным. Ибо последний господствует, насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает.
115. [0] — — 180 а. Душе присущ Логос, сам себя умножающий.
116. [106] — — V 6. Всем людям дано (дана возможность) познавать самих себя и быть разумными.
117. [73] — — 7. Пьяный шатается и его ведет незрелый юноша. Он не замечает, куда идет, так как душа его влажна.
118. [74 - 76] — — 8. Сухой блеск: мудрейшая и наилучшая душа.
119. [121] — — IV 40, 23. Гераклит говорил, что характер человека есть его демон.
120. [30] Страбон 16р. 3. Лучше и вместе с тем ближе к Гомеру Гераклит вместо северного полюса упоминает созвездие Медведицы: "Границы утра и вечера - Медведица и (расположенная) напротив Медведицы гора светлого Зевса". Ведь северный полюс, а не Медведица, есть граница заката и восхода.
121. [114] — XIV 25 р. 642 Диоген IX 2. Эфесяне заслуживают, чтобы у них все взрослые перевешали друг друга и оставили бы город для несовершеннолетних, за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, говоря: "Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А раз такой оказался, так пусть же живет он в другом месте и с другими".
122. [9] Сеида см. άμφισβατειν (спорить) и άγκιβατειν (приближаться). Гераклит: приближение.
123. [10] Фемистий or. 5 р. 69. Природа же, по выражению Гераклита, любит скрываться.
124. [к 46] Феофраст Metaphys. 15 р. 7 а 10 Usen. Но и это показалось бы нелепостью, если бы все небо и каждая из частей (его) были бы совершенно упорядочены и сообразны с разумом и по внешнему виду, и по (внутренним) силам, и по круговым движениям, а в началах ничего подобного не было бы, но, как говорит Гераклит, прекраснейший строй мира (представлял бы собою) как бы кучу сору, рассыпанную наудачу.
Сомнительные фрагменты
131. [134] парижский п. 209. Гераклит же говорил, что самомнение есть попятный шаг в движении вперед.
132. [0] ватиканский 743 п. 312. Почести порабощают себе богов и людей.
133. [0] 313. Дурные люди суть противники истины ("правдивых" Г. Дильс).
134. [135] 314. Образование для образованных есть второе солнце.
135. [137] 315. Он говорил, что кратчайший путь к хорошей славе (заключается в том, чтобы) сделаться хорошим.
Перевод и редакция А. О. Маковельского
(Маковельский А. Досократики. - Мн.: Харвест, 1999. - 784 с.)
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий