Моя реакция на ниже следующие слова Юнга:
«Любовь к ближнему может быть хитроумной лазейкой» - так и есть. Это очень простой способ заполучить то, чего и самому не хватает. Гордый собой человек такого не поймет, потому что он думает САМ давать. А нищий знает, что нищ (если знает, конечно - нищие, как и богатые бывают разные), он надеется что Бог даст и ближнему, и ему самому то, чего у них обоих, вероятно, нет. Более того, скажу немного о духовной нищете.
Прожить, поделиться, получить... Поделиться можно только прожитым лично - так, через передачу другим, усваивается найденное. Что отдал, то - твоё.Человек движется непрерывно, снова и снова оказываясь нищим, немощным, не имеющим ничего, что можно отдать. Но именно в этом состоянии человек наиболее щедр, потому отдавать надо спешить, пока духовно нищ - чтобы было в богатстве на что опереться для нового витка к своей нищете.
Мк. 12, 41-44: И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.
«Мы можем простить раннего христианина, когда тот говорит о любви к ближнему, потому что он знает, что в нём нет ненависти к себе. Он был обучен любить себя и очень хорошо это умел. Он знал о своём примитивном эгоизме и потому знал, какая заслуга в любви к ближнему; он сделал это заслугой, чтобы скомпенсировать своё абсолютно простодушное себялюбие. Затем позже оказалось, что эта любовь к ближнему может быть хитроумной лазейкой: когда дела идут не очень, вы просто начинаете любить ближнего, совершенно забывая о себе. ... Понимаете, нельзя быть переполненными, если вы пусты и черны внутри — тогда любовь, которой вы делитесь с другими, будет лишь страстностью. Вы нищий, но думаете, что приносите дары, предлагая свою любовь другим людям. В таком состоянии вы даёте не от изобилия — вы даёте от нужды, и эта нужда высасывает других досуха. Мне не нужны пять франков от нищего, когда я в нужде, но я могу принять их от богача, потому что тогда они идут от изобилия. Так что чувство, испытываемое от переполненного сердца — это настоящее сокровище, но если оно идёт от несчастья, от нищеты, то вы ничего не получаете».
Карл Густав Юнг
------------------------------
«Но суть там ведь в том, что вдова отдала ПОСЛЕДНЕЕ и ВСЕ.
А у Юнга как раз последнее получается не ценно».
«Даже лексически вдова вполне подпадает под инвективу Юнга. И - она отдала нужное и необходимое ей.
Я думаю, что это от силы восторга, и что в конечном итоге Иисус говорит именно о том, что сердцем она наиболее богата. И думаю, что Юнг, наверное, говорит о нищих сердцем. Но - если буквально - она именно забыла о себе совершенно, захотев отдать все Другому / другим - то есть сделала именно то, что буквально порицает Юнг.
И, наверное, в этом прямом противоречии что-то есть, что-то очень важное, что не дает возможности их приравнять "по смыслу"».
Татьяна Касаткина
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий