В православной среде прижилось нездоровое понимание самости за счёт неосознанного приписывания ветхому разумению равенства с разумением святых.
Когда развитый духовно человек клеймит самость, он сравнивает два противных друг другу состояния духа: в Боге и вне Бога (в самости). Когда же обычный человек клеймит самость, он мыслит иначе и видит в самости врага вовсе не в том смысле, что и святой.
Для простоты сравним самость со стулом, на котором сидит человек (а оно так и есть - самость собирает человека воедино). Неофит, клеймящий самость, видит свою задачу прямолинейно - в ликвидации «стула». Результат нетрудно предсказать: сидящий на стуле упадёт, и «крыша» его поедет куда-то не туда.
Святой же, говоря о вредоносной самости, имеет в виду переподчинение: не «стул» мне глава, но я - «стулу», ибо святой обрёл свою личность в Боге и опытно знает: Бог ему глава, а не «стул». Святой не ломает свой «стул», он просто перестраивает свои отношения со «стулом», когда отдаётся Богу.
А то у нас выходит, что Бог, творя человека, допустил в нём какие-то лишние «детали» - вроде самости. Нет, проблема не в лишних деталях, а в некорректной сборке, в ложных взаимоотношениях утративших целостность фрагментов. Ломать самость человека недопустимо: в процессе такой ломки, как правило, происходит всего лишь подмена аутентичной самости чужой - самостью наставника и/или каким-то гибридом коллективной самости.
Из-за неверной трактовки процесса освобождения от самости в душах современных верующих так много болезненных искажений...
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий