Открываю банку, крышка падает на пол - правильной стороной, внешней. Всё отлично! В душе разливается благодарность. К кому она обращена? - пытаюсь анализировать. «К Богу» - подсказывает знакомый богослов, и он, вероятно, прав, но мы не будем подставлять заранее правильный ответ, а постараемся честно посмотреть* и рассмотреть, что именно происходит.
Крышка не может быть объектом благодарения, в ней нет субъектности, однако, если не выдумывать ничего, а просто смотреть, очевидно, что и крышка вовлечена в благодарение. Как? Каким образом? Не будем выдумывать - посмотрим, спросим у самой крышки, приблизившись к ней созерцанием. Крышка сопряжена с целым миром вещей - других, никак не связанных с ситуацией, но связанных с крышкой. От последней тянется нить куда-то в бесконечность - куда? В мир вещей? Вещи связаны воедино и тоже куда-то влекутся - куда? Уже не рассматривая детали, я вглядываюсь только в бесконечную нить связей и отношений (нить Ариадны?) - ей нет конца. Или есть? Как ни странно, всё творение оказывается связано с этой правильно упавшей крышкой, а творение всё целиком обращено к Творцу. И тут я вспоминаю своё же: поэт имеет дело с целыми вещами, т.е. он по определению от крышки сразу восходит к Творцу, создавшему творца этой крышки. А творец многолик - и за это тоже слава Творцу. Благодарность и Творцу, и творению, и даже правильно упавшей крышке - это единый акт благодарения, обращённый к Творцу (за всё - спасибо! Ты так премудро всё устроил! и то, и это, и даже эту крышку...)
Странное на первый взгляд копание в мелочах на самом деле помогает понять слова Цветаевой «Возлюбила больше Бога милых ангелов Его» - это поэтическая любовь в чистом виде, ибо поэт не богослов и не святой, поэт обращается к вещам мира (к их целостности**) и видит в них Бога. Таков базовый поэтический алгоритм, такова его работа - способ быть, жить и творить. Об этом важно помнить, читая Цветаевские строки. В том числе «Поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь...».
----
* С некоторых пор я предпочитаю не знать, не думать, не предугадывать, а просто смотреть;
** Не к совокупности, а именно к целостности (целостность - это не о количестве, а о качестве).
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
Светлана , Спасибо ! Вы замечательный человек , слова , мысли ..., проникают в сердце !
- Ответить
Ссылка на комментарийСпасибо Вам!
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий