Соль мира должна солить, а не лежать, наслаждаясь своей солёностью

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

СВЕТИЛЬНИК ТЕЛУ ЕСТЬ ОКО - Евангелие от Матфея, 6, 22-33.
"Мы окружены светом, и мы ничего не видим кроме преходящих теней, или пустоты. Как часто человек проходит через нашу жизнь, не оставив ни следа, проходит незамеченным несмотря на то, что была нужда, или была лучезарная красота; но для нас это не имело значения, в нашем сердце ничего не было, чем бы мы могли отозваться, и мы находимся в пустыне, даже когда окружены богатством.

И это тоже происходит от того, как мы смотрим: мы смотрим без любви и мы ничего не видим, потому что только любовь может открыть нам вещи. И, опять же, мы способны видеть темным и злым взором: как часто мы придаем злые истолкования вещам, которые мы видим! Вместо того, чтобы воспринимать их как факты, мы видим в силу, в меру понимания нашей помраченной души и искаженного опыта. Как часто мы перетолковываем действия и слова людей, потому что смотрим заведомо помраченным оком!

Сегодняшние Христовы слова призывают нас очень осторожно относиться к тому, как мы смотрим и видим. Мы должны помнить, что если мы не видим ничего, это очень часто происходит от нашей слепоты; если мы видим зло, это происходит от внутренней нашей помраченности; если у нас отвращение к вещам, это так часто происходит от того, что мы сосредоточены на самих себе и не можем смотреть со спокойствием и чистотой сердца.

Потому что, в конечном итоге, мы видим не только нашими физическими очами, которые передают нам впечатление, мы видим также сердцем, которое может видеть Бога только если оно чисто - и не только Бога в Его таинственном бывании, но Бога в Его присутствии через благодать и красоту. Святой Исаак Сирин говорит, что человек, у которого ясное око и чистое сердце, уже не видит мрака в мире, потому что мрак заменило сияние божественной благодати, действующей и покоящейся на всём, как бы мрачно оно ни было.

Научимся же хотя бы этому уроку из Евангелия. Будем осторожны, чтобы видеть с чистотой, истолковывать с чистотой сердца и действовать из недр любви. И тогда мы будем способны и свободны видеть прозрачность и сияние мира и в мире, и любить его, и служить ему, и быть в этом мире, на том месте, которое назначил нам Христос, благословляя в Его имя, веруя всему, надеясь на всё и никогда не переставая любить, даже если любовь означает положить свою жизнь: либо жизнь ветхого Адама, который должен умереть, чтобы новый Адам жил, либо жизнь нового Адама, который кладет свою жизнь, чтобы мир и другие могли жить".

Митрополит Антоний Сурожский

 

Здесь важно не абсолютизировать это «не видит мрака», потому что это не вообще, а очень конкретное невидение. Это ВЫСМАТРИВАНИЕ света, искание света во всём (а не мрака). Обычно ведь ищут люди, что не так, а не что так. Смотрят, что не удалось, а не что удалось и т.д. Муха и пчела - очень точный образ. Но есть другое измерение видения мрака как страдания ближнего. Ослепший к этому - не может быть в Боге, потому что боль другого не может не болеть и не требовать внимания ради её устранения. Сегодня часто встречается это смешение, когда под благодатностью понимают слепоту к проблемам мира, которые калечат ближнего. Носить в себе Христа - это ведь дело конкретное, не абстрактное, и конкретное в том смысле, что надо Христом в себе отвечать на вызовы времени, вызовы мира (всегда конкретные), а не сидеть в своих благодатных кустах и наслаждаться. Равнодушие - порок, а не благодатный дар. Время искать верные слова для различения того и другого. Мне кажется, это очень актуально сегодня. Слишком легко понять это неверно, ублажая лень и нерадение о мире. Соль мира должна солить, а не лежать, наслаждаясь своей солёностью только для себя.

* * *

22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

7

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.