Разговариваю с знакомой об одном общем знакомом монахе - святом на мой взгляд человеке, который, хоть и свят, но не безгрешен.
- Он свят, - говорю я, - но простец, многое некорректно оценивает и потому ошибается.
- Если он говорит такие глупости, как он может быть святым? - недоумевает знакомая.
Речь идёт о заблуждениях этого подвижника, которые касаются светской жизни, которой он совсем не знает и навыков к которой совсем не имеет.
- Да, - говорю, - можно быть святым и при этом глупым в каких-то аспектах человеческой жизни.
Знакомая недоумевает, ей кажется что святой - это непременно безгрешный (но мы же знаем, что «нет праведного ни одного», что безгрешен только Бог). Многие так думают, даже если никогда об этом не думали, потому я решила сказать пару слов на эту тему.
Святой - это знаток путей к Богу (он лично знаком с Богом), здесь зона его компетентности. В тех же темах, где он не имеет личного опыта, святой может и заблуждаться, и грешить (от такого рода проблем защищает только богатый личный опыт). Правда, слово «грешить» для верного понимания нами следовало бы взять в кавычки, наверное - ибо это не те грехи, а другие - они всего лишь ошибки неполноты, ошибки несовершенства опыта, а вовсе не злая воля, противная Богу. Они лишь кажутся другим людям грехами - людям, но не знающему сердце Богу (хотя перед Богом любой праведник - грешен, ибо совершенен только Бог).
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий