Надо влюбиться в истину больше, чем в себя

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Из дневников

Не знакомые с истиной люди делятся на два типа: одни жаждут истины и рано или поздно приходят к ней, другие, чувствуя свою неспособность к этому, превращаются в гонителей истины. Так было во все времена. Надо влюбиться в истину больше, чем в себя - тогда она может ответить взаимностью.

Вопрос: Она всегда отвечает, это духовная аксиома!

Мой ответ: Не согласна. Она отвечает кому хочет и когда хочет. Она свободна не ответить.

Вопрос: Ответ-ственность Истины не допускает варианта не ответить любящему истину больше себя. Духовный закон.

Мой ответ: Духовная свобода и любовь, а не закон!

Вопрос: У каждого будет возможность лично узнать что такое закон (свободы и любви) после перехода.

Мой ответ: Она не будет, она есть сейчас у каждого. И каждый либо входит в эти отношения, либо нет.

* * *

В вечных неофитах остаются те, кто много знает, но мало делает. Или делает не так, не ради того.., не теми мышцами работает и не в том направлении (не Христа ради, а чего-то другого ради - тщеславясь, гордясь или умничая, например, а не служа истине).

* * *

Вопрос: Вам бывает скучно?

Мой ответ: Никогда. Хотя, нет, бывает - с самостными людьми: они слишком скучны, примитивны, и всегда предсказуемы.
Есть бытийная нужда и «жопный» интерес, так вот самостные люди всё превращают в «жопный» интерес - им ничего другого не нужно и ничего другого они не знают, не понимают. Для них существует только скучнейший «жопный» интерес.

* * *

Еретиком (в смысле заблуждающимся, имеющим неверное1 представление и суждение о реальности, об истине) является всякий, кто отрицает свободу человека во Христе - в какой бы форме это ни выражалось. Негодяем является всякий, кто покушается на свободу человека во Христе. Преступником является всякий, кто осуществляет нападение на территорию Христа в человеке, кто отнимает у человека то, что не принадлежит даже самому человеку - только Христу в нём.

Антихристом является всякий, кто зарится присвоить себе то, что принадлежит Христу.

* * *

Кому принадлежит внутреннее пространство человека? Кто его собственник: человек, Бог, дух, душа, общество или другой человек (люди)? Тому, кому человек сам его отдаёт вольно или невольно. Может ли человек забрать его себе? Только отчасти - человек внутри больше себя самого, потому не в силах сам вполне овладеть собой.

Свобода человека осуществляется только в Боге, потому что Бог бесконечен, и Он даёт человеку полноту, несмотря на ограниченность человека.

Таким образом вместить человека человек может только, пребывая в Боге - богом в себе человек только и может вместить себя самого как он задуман.

Может ли вместить человека другой человек? Конечно, не может - сам по себе, но пребывая в Боге, богом в себе, человек способен вмещать другого человека настолько, насколько даёт ему Бог, а Бог даёт по мере любви человека к Богу и другому человеку.

* * *

Вопрос: Если люди договорятся о терминах, они обнаружат, что истина - одна?

Мой ответ: Не обязательно - им может помешать направленность воли. Мы видим то, что хотим видеть. Не в том смысле, что истины нет, а в том, что она есть только для того, кто её жаждет и хочет видеть, слышать, знать, познавать.... Кто хочет быть сопряжён с истиной.

Вопрос: Выходит, единство людей - фантазия?

Мой ответ: Нет, только в истине люди едины. В истине, а не своём представлении о ней. Однако истинное представление это уже истина. В то время как ложное представление всегда лишь индивидуальное заблуждение. В истинное представление можно пригласить другого как в истину.

Вопрос: А в ложное?

Мой ответ: В ложное представление другого попасть невозможно, но можно себя присвоить ему, став рабом ложного представления. Ложное всегда порабощает.

Вопрос: А истинное?

Мой ответ: Истинное - освобождает тех, кто любит свободу.

Вопрос: А кто любит свободу?

Мой ответ: Тот, кто любит истину.

Вопрос: Истин много или она одна?

Мой ответ: Множественность истин - это множественность ракурсов смотрения, восприятия, приложения одной истины. Это множественность способов прикоснуться к истине, поговорить с ней или поделиться ею, способов носить её и демонстрировать или, наоборот, прятать.

Вопрос: Можно ли убить истину?

Мой ответ: В себе - можно, в другом - можно, если он позволит, во всём человечестве - нельзя, потому что Христос стал одним из нас. ТОЛЬКО поэтому. Но Царство Христа - не о мира сего, потому мир здешний будет разрушен изгнанием истины из него.

* * *

Иногда человек отдаётся вещам, и вещи владеют им,  через вещь человек очень быстро порабощается тому или иному духу, потому нельзя быть рабом вещам.

* * *

«Всяк человек ложь» (Пс. 115:2) - в каком смысле? А во всех возможных: ложь о человеке, о мире, о Боге... Человек ложь о себе самом - вот что важно. Но в каждом человеке присутствует Христос - т.е. Истина. Хочешь познать человека - познавай его во Христе и Христом, тогда (только тогда!) открывается истина о нём. То же самое следует мыслить и об истине мира и, разумеется, Бога. Подлинное познание осуществимо только Христом и во Христе - в Луче!

Всякий же, кто судит о человеке только из человека - заблуждается о нём и о себе.

* * *

Когда мы смотрим на другого, надо смотреть, что в нём есть, а не чего в нём нет. Это и есть - позитивный взгляд на другого. Ибо недостатки есть у всех, и выискивать их - дурная наклонность. Разве только вы хотите дать другому то, чего у него нет, а у вас есть - тогда, быть может, стоит поглядеть на то, чего у него нет, но всё равно после того, как увидели то, что есть - Христа в нём, прежде всего, которого можно видеть только Христом в себе. И прежде, чем увидели Христа в другом, даже то дело, которое вам кажется его спасением, вряд ли возможно осуществить богоугодным образом - т.е. в истине, а не во лжи, в любви, а не в злобе, пусть даже скрытой, никому не заметной и ни в чём не проявленной. То, что не видит око душевное, всегда видит око духовное.
Об этом библейское «вынь бревно из своего глаза, чтобы увидеть как вынуть сучок из глаза брата»

* * *

Разговариваю с знакомой об одном общем знакомом монахе - святом на мой взгляд человеке, который, хоть и свят, но не безгрешен.

- Он свят, - говорю я, - но простец, многое некорректно оценивает и потому ошибается.

- Если он говорит такие глупости, как он может быть святым? - недоумевает знакомая.

Речь идёт о заблуждениях этого подвижника, которые касаются светской жизни, которой он совсем не знает и навыков к которой совсем не имеет. 

- Да, - говорю, - можно быть святым и при этом глупым в каких-то аспектах человеческой жизни.

Знакомая недоумевает, ей кажется что святой - это непременно безгрешный (но мы же знаем, что «нет праведного ни одного», что безгрешен только Бог). Многие так думают, даже если никогда об этом не думали, потому я решила сказать пару слов на эту тему.

Святой - это знаток путей к Богу (он лично знаком с Богом), здесь зона его компетентности. В тех же темах, где он не имеет личного опыта, святой может и заблуждаться, и грешить (от такого рода проблем защищает только богатый личный опыт).  Правда, слово «грешить» для верного понимания нами следовало бы взять в кавычки, наверное - ибо это не те грехи, а другие - они всего лишь ошибки неполноты, ошибки несовершенства опыта, а вовсе не злая воля, противная Богу. Они лишь кажутся другим людям грехами - людям, но не знающему сердце Богу (хотя перед Богом любой праведник - грешен, ибо совершенен только Бог).

* * *

Истинные слова говорят люди? Нет, истинные слова всегда говорит Истина - через людей. Когда те же самые люди, что говорили истинное от Истины, говорят от себя, они могут ошибаться и вводить в заблуждение. Другое дело, что Истина говорит в тех людях, которые для этого приспособлены, предуготовлены, а такие в принципе несильно могут отклоняться от истины, даже когда неточны, неполны и что-то забыли или не учли. В них просто неполнота проявляется тогда, а не ложность.

Кто может отличить одни слова от других, слова человеческие от истинных? Только тот, кто знает голос Истины, кто с ней лично знаком, в ком она говорит.

* * *

Когда Бог стучит в дверь сердца, Он стучится не извне, а изнутри, следовательно он пребывает где-то глубже человеческой глубины, внутреннее внутреннего человека...

* * *

Когда Христа распинали, многие люди даже не заметили этого. Они убирали свои дома, стряпали, наряжались, ругались, целовались, делали какие-то мелкие добрые или недобрые поступки. Им было хорошо или плохо, но вне связи со Христом. Что может быть хуже? Блаженнее были страдающие о Нём и сострадающие Ему.

* * *

Большинство людей хранит прежде всего себя. А человек, в котором Бог, хранит больше Бога - в себе и в другом. Потому и сказано, что ненавидящий брата не может любить Бога (Бог во мне и Бог в другом - это один Бог).
Более того, Бог в другом порой даже важнее Бога в себе, потому что условие присутствия Бога - хранение Бога, которое от страха потерять Его. Бог во мне внимательнее к другому, к Богу в другом, он заинтересован в присутствии Бога в другом (отсюда и жертвенность - «положить душу за брата»). Бог во мне растёт от такой жертвы, а не убывает.

* * *

Лучшие гибнут первыми, как правило, потому что не себя хранят, а что-то другое — большее. Большее, которое мало кого обременяет.

* * *

Быть может, главная из забытых, трудно постигаемых сегодня тайн заключается в понимании того, что в нашем человеческом мире Бог нуждается в нашей защите - от нас! Бог защищает нас2, но защищаем ли мы Его3? И если защищаем, то правильно ли? Ведь чтобы Он оставался с нами, в обществе людей, надо Ему помогать укрепляться в мире людей, а не просто пользоваться Им, как своим предметом.

* * *

Солнцем становится только тот, кто любит солнце больше, чем себя. 

* * *

Когда люди делают вид, что Истина недостижима или что она вообще не существует, они врут себе. Истина - не сокрыта, она доступна каждому, кто по-настоящему её возжелает. Ложь нужна людям, чтобы скрыть от себя своё нежелание Истины.

Нежелание Истины - производное множества ложных желаний, которые никуда не ведут или ведут туда, куда лучше не ходить.

Нежелание Истины - это личное или видовое упрямство? И то, и другое. Во Христе человек становится новым человеком, находящимся в постоянном общении с истиной. И это в некотором смысле иной вид человека - новый в отличие от ветхого. Всякий ветхий может стать новым, если только возжелает этого. Возжелает по-настоящему всем своим существом, а не напоказ. Истина сама приходит к тому, кто её ищет.

* * *

Чем законники не угодили Христу? Если смотреть в корень, законники использовали закон против любви, а не ради любви. То есть, даже Богом данные законы (тем более человеческие) можно прилагать к ближнему богопротивным образом - чтобы не помогать расти внутреннему человеку, а, наоборот, препятствовать этому, чтобы тиранить ближнего, а не спасать. 

Велика опасность, когда люди даже Богом хотят мучить других людей, а не спасать, когда доминировать хотят и возвышаться над другими...

----

1 Неверное не в смысле не совпадающее с чьим-то, а слишком ограниченное, ущербное, не учитывающее всей полноты и целостности Бытия как такового, выхватывающее фрагмент целого и относящееся к фрагменту как к целому.

2 От глупости человеческой, от подлости и от антихриста в нас. Христос в нас - феномен, в котором Бог и человек встречаются во Христе, но для встречи нужны двое: и Бог, и человек. Если нельзя устранить, не пустить на Встречу с человеком, Бога, то можно устранить с траектории Встречи человека: если человек не придёт на Встречу, она станет неосуществимой, несмотря на Присутствие Бога.

3  Бог не нарушает нашу свободу именно поэтому Он нуждается в нашей защите в нашем мире. А ещё потому, что нам нужно это, именно нам - защищая Бога, мы приближаемся к Нему, уподобляемся Ему, усваиваем Его энергии - защищаем себя ими.

 Дневники 7 ноября 2017;  31 декабря 2019; 16 октября 2019; 6, 7, 12, 14, 18, 19 апреля 2020

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.