«Текст живет, только соприкасаясь с другим текстом (контекстом). Только в точке этого контакта текстов вспыхивает свет, освещающий и назад и вперед, приобщающий данный текст к диалогу» (Михаил Бахтин).
Мне кажется, это и о Луче, о том, что в Луч меня рождает другой. И о том, что «где двое или трое во имя Моё...»
Вопрошающий тоже диалогичен, он же у кого-то, а не у чего-то вопрошает.
Текст от знака отличается обладанием некоего сообщения, некоей целостности из множественных элементов - там тоже диалог (между элементами), а знак - вне диалога (предмет манипулирования). Символ - тоже диалогичен, образ - тоже...
Человек - знак, человек-символ, человек-текст... Может ли человек перестать быть текстом? Да! Он может стать набором знаков без диалога между ними, без целостного сообщения (образно говоря - мешок с костями, в котором жизни нет; жизнь невозможна вне целостного текстового сообщения).
* * *
Тезисные заметки Бахтина:
Диалектика родилась из диалога, чтобы снова вернуться к диалогу на высшем уровне (диалогу {личностей}). Монологизм гегелевской "Феноменологии духа". Не преодоленный до конца монологизм Дильтея. Мысль о мире и мысль в мире.
Мысль, стремящаяся объять мир, и мысль, ощущающая себя в мире (как часть его). Событие в мире и причастность к нему. Мир как событие (а не как бытие в его готовости). Текст живет, только соприкасаясь с другим текстом (контекстом). Только в точке этого контакта текстов вспыхивает свет, освещающий и назад и вперед, приобщающий данный текст к диалогу.
Подчеркиваем, что этот контакт есть диалогический контакт между текстами (высказываниями), а не механический контакт "оппозиций", возможный только в пределах одного текста (но не текста и контекстов) между абстрактными элементами ({знаками} внутри текста) и необходимый только на первом этапе понимания (понимания значения, а не смысла).
За этим контактом контакт личностей, а не вещей (в пределе). Если мы превратим диалог в один сплошной текст, то есть сотрем разделы голосов (смены говорящих субъектов), что в пределе возможно (монологическая диалектика Гегеля), то глубинный (бесконечный) смысл исчезнет (мы стукнемся о дно, поставим мертвую точку).
Полное, предельное овеществление неизбежно привело бы к исчезновению бесконечности и бездонности смысла (всякого смысла). Мысль, которая, как рыбка в аквариуме, наталкивается на дно и на стенки и не может плыть больше и глубже. Догматические мысли.
К методологии гуманитарных наук
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий