У времени постправды, постполитики, постмедицины, постхристианства, постистины, постчеловека есть библейское имя - время отделения овец от козлищ. Когда правду устанавливают не извне, а изнутри, когда вовне всё ложь, и давно знакомые истины подменены (сначала выхолощены, уплощены, а потом подменены симулякрами), ваш выбор, сделанный в таких условиях, говорит о вас правду. Нельзя подстроиться под правду - нет такой возможности. Кто не носит правду в себе, тот уже не сможет сориентироваться и отличить правду от лжи.
* * *
В постчеловеческое время только человеческих усилий, чтобы оставаться человеком (обычным заурядным человеком), недостаточно, потому человека выдавливают из человека, как прежде выдавливали преступника - таковы установки постчеловеческого общества.
Интуитивно понятное прежде, в до постчеловеческое время, в новых условиях социального бытования, устроенного под ИИ и против человека, как правило, неверно.
* * *
Новый взгляд на старые стихи
Представим вместо собаки ИИ - ни малейшая человечность не просочится, абсолютная бесчеловечность гарантирована.
Я эту собаку запомнил, как человека...
Случилось такое в сорок четвёртом. Зимой.
Игрался спектакль "Охота XX века"
Перед шеренгой, застывшей от страха, немой.
У коменданта была привязанность к догам.
И был экземпляр - казался слоном среди всех.
Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога,
И вот этот зверь шагнул величаво на снег.
И вывели жертву...
Стоял мальчишка продрогнув.
Куда тут бежать? Он давно ослабел.
Комендант наклонился, подал команду догу,
И тот в два прыжка расстояние преодолел,
Обнюхав смертника, прошёлся спокойно рядом.
Был он великолепен в размашистом, лёгком шагу!
Вернулся дог к коменданту и честным собачьим взглядом
Сказал человеку пёс:
"Ребёнок ведь - не могу..."
Лагфюрер пожал плечами; ему-то разницы нету.
Раскрыл кобуру у пряжки с надписью "С нами Бог"
Но, едва сверкнула воронёная сталь пистолета,
В эсэсовское горло впился красавец дог!
...Дога четвертовали, пустив под лопасти шнека...
Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене свой барак...
Но эту собаку я вспоминаю, как человека,
Единственного человека среди фашистских собак.
Э.Асадов
* * *
Блж. Августин говорит: «Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать: „А что если ты обманываешься?“ Если я обманываюсь, то уже поэтому существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться: я, следовательно, существую, если обманываюсь». Августин словно предощущает наше время - время постправды, напоминая о том, что перестали понимать о себе современные люди. Я существую, следовательно ошибаюсь, - стоит сказать себе каждому из нас. Ошибка - одна из составляющих человеческой природы, об этом хорошо помнят архитекторы нового дивного мира. Именно поэтому, возможно, на страже порядка постчеловеческого мира будет стоять нечто нечеловечски точное (ИИ), беспристрастно судящее за малейшую ошибку. По духу это похоже на изнурительные концлагерные работы под классическую музыку.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий