Когда человек начинает писать - т.е. говорить во всеуслышание, он отчасти подставляется, ибо выставляется напоказ. Говорит-то он не для того, чтобы выставиться (в норме), а просто это такое действие, которое его выставляет. Безопаснее не высовываться, не говорить. Но тогда и себя не узнаешь по-настоящему.
Цветаева, к примеру, говорит: «Я вещь окончательно понимаю только через слово (собственное)». Оттого, может быть, с этим самым пониманием она потом «как луч и как нищий стучусь во все окна».
И слова Сократа «Заговори со мной, чтобы я мог тебя увидеть»* о том же. То есть их смысл не плоский, не в том смысл сказанного, что покажи, что знаешь - он глубже, существеннее. Сократ - зеркало для ученика, перед которым тот сможет по-настоящему увидеть и себя перед лицом Сократа, именно это и хочет увидеть Сократ.
Кстати, у Платонова в «Чевенгуре» тоже есть фрагмент на тему говорения (о том же, но с другого ракурса):
- Чего ж молчишь, как темнота? - переспросил Копенкин. - О звезде горюешь? Звезды тоже - серебро и золото, не наша монета.
Яков Титыч своих слов не стыдился.
- Я не говорил, а думал, - сказал он. - Пока слово не скажешь, то умным не станешь, оттого что в молчании ума нету - есть одно мученье чувства...
- Стало быть, ты умный, раз говоришь, как митинг? - спросил Копенкин.
- Умный я стался не оттого...
- А отчего ж? Научи меня по-товарищески, - попросил Копенкин.
- Умный я стался, что без родителей, без людей человека из себя сделал.
Говорение - это процесс самоделания человека. В этом смысле соцсети могут стать хорошим инструментом, помогающим человеку стать собой. Только надо их использовать для саморазвития, а не для плевания по сторонам.
---
*Заметим, что Сократ говорит не «услышал», а «увидел». Эту фразу он произнес, когда к нему привели ученика, молчаливо осматривающего все вокруг.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
Григорий Амелин. Война и мир языковых игр
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий