Отменить Христа?

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Очередной скандал вокруг ролика с о. Андреем Ткачевым вскрыл множество проблем современного православного сообщества России, о которых стоит поговорить. И первое, что приходит на ум: «Мир во зле лежит», а зло — в нас.

Как-то так получается, что у нас, православных, все друг другу враги. И по отношению к той или иной ситуации народ делится на два лагеря: «нападатели» и «защитители». И те, и другие действуют с пристрастием, из каких-то своих соображений. Вполне приличных, но любви — не видно, желания спасти другого — нет. Есть желание ужалить побольнее, отомстить, выставить, подставить, посыпать солью рану или, наоборот, «отмазать» своего, оправдать всё, даже то, что оправдывать не стоит. Своих, понятых по-мещански узко, защищаем, даже если те неправы. В итоге защищаем не ценности, а просто шкурные интересы.

Впору вводить новую заповедь: «Не покусай ближнего своего!». Конструктивный диалог в принципе невозможен. Для него, кажется, даже нет структур в головах ратователей за ту или иную правду. А что есть? Судилище. И для судилища все пути прописаны и «дорожные карты» всегда под рукой. Ничтоже сумняшеся все судят всех. А где же милость? «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), но милости нет ни у кого.

Да, плохо, когда пастырь забывает о чуде покаяния и клеймит с пристрастием в общем-то жертв системного и технологичного надругательства над человеком, словно нет у них шанса на покаяние. А так ли он суров с власть имущими, со спонсорами? — вопрошает один блогер. Другие возмущаются хроническим женоненавистничеством, сексизмом и подстрекательством к насилию над слабым полом. Третьи — искажением сути христианства.... Что говорить, соскакивает о. Андрей в избыточную гневливость, но куда смотрят ближайшие к нему и работающие с ним друзья? Они могли бы подстраховывать его, а не подставлять. Те, кто снимает с ним ролики, могут же со стороны сказать: тут у вас, батюшка, закос вышел — нельзя пускать такое в народ. Или там все «глядят ему в рот», соглашаясь со всем? Вообще критический взгляд у ближайших наличествует? Если нет, то это тот случай, когда ближние ему вредят больше, чем враги.

Унижать униженного, как и обременять обременённого — грех. Лежачего не бьют. И чтобы помогать бедным, надо самому быть достаточно бедным. Богатый бедному — не товарищ. Это верно не только для материальных богатств, но и для нравственных. Обвинять и требовать должного умеют все, а вот спасать погибающих дано только Христовым, всегда помнящим о силе Христовой и человеческих немощах. Ведь и Христос «пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

Суть христианства в том, что нельзя ставить свои симпатии или антипатии выше, чем Христа в каждом другом человеке, даже несимпатичном. «Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоём живёт неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты — в горестном самообольщении» (свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты). «Скажу более, можно быть по уму христианином, а по сердцу и жизни неверующим или язычником» (Иван Киреевский. Письма).

Милость нужна всем: о.Андрею, его судьям, тем кого судит о.Андрей и тем, кто подталкивает о.Андрея в пропасть своими недобросовестными поддакиваниями.

Есть и те «малые», кого соблазняют ошибки о.Андрея — это фанатично верящие ему люди, привыкающие мыслить о других в рамках судилища. На мой взгляд это наиболее страдающая категория участников скандала, которой помочь труднее всего. Из их сознания фактически вытесняется Христос, подаривший нам путь к исправлению жизни через покаяние. Происходит архаизация сознания, возвращение к ревности без милости и ветхозаветному мировосприятию, которое, кстати сказать, сегодня в тренде. Так же, как и отказ от гуманистических социальных завоеваний — ради дегуманизации общества.

Впереди у нас намеченное сильными мира сего новое средневековье со всеми вытекающими, т.е. новый феодализм, новое крепостничество и, вероятно, инквизиция Великого инквизитора.

Как на обломках СССР небезуспешно постарались восстановить упавшую предреволюционную Россию, так могут попытаться вернуть мир к дохристианскому сознанию — это весьма удобный способ отменить Христа ради воцарения Антихриста.

Кривомыслие содействует злодеям. Мы становимся соучастниками во зле, если не чувствуем своей ответственности за мир, за других людей, если не используем во спасение ближних дар веры. Христианин — это соработник Богу-Творцу, но не в деле суда, а в деле созидания в душах рая. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 1–13).
«Бросить камень» в грешника имеет право только безгрешный, но в том и дело, что безгрешный — не бросит.

22 июля 2017

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Комментарии

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Чтобы отпугнуть людей от Христа, надо говорить о Христе чванливо, свысока, надо искать повод покарать за безверие, расцарапать душу. Так что так называемые «оскорблённые христиане» льют воду на мельницу врага, усиливая ад.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

На чисто внешнем уровне традиционное общество напоминает христианское - почтение к старшим, признание иерархии, неприятие блуда. Но вблизи обнаруживаются фундаментальные различия. В традиционном обществе женщина есть собственность отца, потом мужа, женщина впавшая в блуд - порченная собственность. Она не только обесценивается, она роняет активы семьи в целом. Отношение к мужскому блуду при этом гораздо более легкое. В христианстве женщина не собственность, а сонаследница благодатной жизни, которую надлежит любить и почитать, и хранить верность, подобную верности Христа по отношению к Церкви. Ответственность возлагается в первую очередь на мужчину (Христос ничего не говорит о женской нескромности, зато говорит о мужском взгляде; если ты смотришь с вожделением, это твоя, а не ее проблема). И самое главное - есть прощение грехов. В традиционном обществе можно выпасть из "порядочных" в "шлюхи", но нельзя вернуться. В христианском как раз можно. 
Поэтому путать традиционный и христианский взгляд на вещи было бы большой ошибкой.

Сергей Худиев

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Всё начинается словом. 
Слово начинает мир и Ему же последнее слово. 
Словами проповедуем ко спасению или осуждаемся от своих слов. Захария не верит пророческому архангелову слову и лишается дара речи, а исповедовав прореченное вновь награжден им и славословит Бога! Да будет мне по слову твоему, - произносит Призванная послужить воплощению Слова Превечного. А Он своим словом утишает бурю, возвещает Царство, исцеляет многих больных и немого бесноватого, а тот начинает говорить. Но как по разному распоряжаются этим великим даром люди! Одни видя всё то славят Бога, а другие говорят, это всё дух нечистый. Одни благодарят, а другие проклинают и хулят так, что это даже не прощается ни теперь, ни тогда. 
Как тонко, как верно сказал апостол Иаков, что необузданный язык – великое зло, способное осквернить и воспалить всего человека и даже самую его жизнь. А великий Павел заклинает братьев по вере, говоря: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших. Эти слова особо актуальны сейчас, когда часто можно услышать, что в речи якобы для убедительности и выразительности употребляется «крепкое словцо». Но давайте не будем обманываться, это «словцо» обычно совсем не крепкое, а совершенно гнилое.
«...Сквернословие ведет ко многим порокам», - говорит Амвросиаст: «Сквернослов говорит бесстыдства, умаляет чужую доброту... Все это отвратительно». По согласному мнению святых отцов, гнилое слово это не только обсценная лексика, но всякое злословие, срамословие, пустословие, брань и оскорбления, сквернословие и прочее подобное. 
Разумеется, ни в чем добром такое слово никого убедить не сможет, но только передаст скверну из сердца говорящего в самое сердце, в душу слушающего. Господь учит, что уста говорят от полноты сердца, а апостол добавляет, что не может из одного и тогоже источника, из одних и тех же уст исходить и благословение и проклятие. Блаженный Иероним Стридонский объясняет, что гнилое слово – в том числе «... то, которое призывает к грехам и склонных к ним еще более побуждает к полному падению…. Когда мы говорим или не вовремя, или в неподходящем месте, или не так, как пригодно для слушающих, тогда каждый раз из уст наших исходит гнилое слово к расстройству тех, которые слушают». А Иоанн Златоуст объясняя различие гнилого и доброго слова говорит: «Например, твой брат соблудил - не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим никакой пользы слушающему, но решительно повредишь ему, если будешь язвить его». 
И конечно всякое гнилое слово сопряжено с нечистотой и нецеломудрием, от чего и стирается различие между пониманием добра и зла. Если свет, который в вас, это – тьма, - говорит Господь, - то какова же тьма? Что-то может представляться человеку или даже многим людям добрым только лишь в силу общей к этому привычки или душевной грубости, но совершенно не являться таким на самом деле – перед Богом. Поэтому так важно развивать и совршенствовать нравственное чувство, оберегая его от разложения, как о том предупреждает всё тот же Павел, говоря: «не обманывайтесь, худые сообщества (беседы) развращают добрые нравы». И здесь важно ЦЕЛОСТНОЕ внимание ко ВСЕМУ человеку и его деятельности, и не в последнюю очередь к словесной сфере: что говорить, что слышать, что читать. «Истинно целомудрен, кто не только хранит тело от блуда... - говорит преподобный Ефрем Сирин, - но и каждый член его тела, например глаза и язык, хранит целомудрие». А от целомудрия, по слову Златоуста, рождается любовь, а от неё – бесчисленное множество благ.

Свщ. Дмитрий Кулаков

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

      Иоанн Златоуст. О фарисее и блуднице. Произнесено во Святой и Великий Четверг.

Она говорит молча и восклицает молча, поднимает крик в душе к умеющему слышать страдающие души и, при молчащих устах, слезами пишет такое моление: "Я брошена, как погибшая овца, но узнала Тебя, моего пастыря и Господа; по воле, я захвачена дикими зверями, но пришла к мысли избегнуть острых укусов волка; часто, по желанию, терпела кораблекрушение, но спасена, удержавшись за Твое пришествие, как за якорь. Но у меня нет дерзновения; всякий грешник без дерзновения; нет никаких оправдательных слов; безответен всякий грешник и беззаконник; нет голоса: без голоса всякий осужденный; порочная совесть заграждает мои уста, которые развратила моя распутная жизнь; обвинитель — богатство давит мой язык всегдашним внутри меня восклицанием: затвори уста; уста грешников не дерзновенны для ходатайства, язык осужденный не удобен для моления и обманчивое слово не пристойно для просьбы. Молча, я учу Тебя, знающего все обо мне; взглядом говорю, образом восклицаю, глазами проповедую о беззакониях, слезами объявляю погрешности, стоном возвещаю, что только от Тебя не в силах укрыться. Как пленница, со всем своим оружием падаю под Твои ноги, Царя небесного; и все свое тело, которым воевала против Тебя, или лучше,против себя, приношу к Тебе, человеколюбец! Помилуй эту голову, "ибо беззакония мои превысили голову мою" (яко беззакония моя превзыдоша главу мою) (Пс. 37: 5); помилуй эти волосы, которые Ты создал; помилуй эти глаза, которые Ты устроил; помилуй эту грязь, которую Сам преобразил в красоту, а я воспользовалась красой для безобразной непристойности; помилуй Твой образ, над которым неприятель надругался, как желал; помилуй Твою колонну, которую, как не имеющую Владыки, увлек Твой враг; прими, как выкуп, слезы и разреши, как благой, обвинения; пожелай только, и я разрешена; дай знак только, и я искуплена; прикажи, и желаемое совершено. Чего Ты желаешь – совершается, и слово Твое – дело. Я получу свободу от пречистых Твоих ног, как похитила врачевание от края Твоей одежды кровоточивая, когда Ты пожелал этого хищения; и я буду повествованием для последующих за мной о Твоем человеколюбии. Отпусти меня, и что обо мне – (это будет) для последующих родов прекрасным воспоминанием о Твоем милосердии; пусть говорят все, что некогда беззаконная и осужденная блудница, подойдя к Иисусу, была оправдана Им; и, увидев, все пусть подойдут со мной, и восхитят Твои дары. Праведный и человеколюбивый судья, обращающийся с осужденными по многому человеколюбию! Сюда к Тебе, как судье, я пришла – здесь объяви мне отпущение; не торжествуй над моими грехами перед всяким созданием; не объявляй всем на будущем суде мои беззакония; не посылай меня в адский огонь, имеющий своим веществом жизнь нерадивых. Иисус Христос, Сын Девы Марии и Создатель Девы! Через Деву и Матерь Твою и опять Деву, восстанови через нее святую меня преступную, и сделай невинной. Будучи также рожден женой, Ты знаешь, как Ты только знаешь, немощь людей".

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Не уходит послевкусие от "цыганочки с выходом" о малолетних шалавах. Ещё раз посмотрела исходник. Ого... Ого! Так там о детях речь! О девочках 13-14 лет. 
Слушайте, а почему данный отец не обратился ко взрослому - взрослому мужскому миру? Не сказал - опомнитесь, как вы живете?! Где ваши жены? Где ваши сыновья и дочери? Почему вы жизнь не положили за них, чтобы они жили в хорошей любящей семье, в крепкой стране, в не распадающемся мире? Мужчина, ты помнишь, что этот мир тебе вручен был на заботу о нем? 
Нет. Этого не говориться вообще. Ни разу. Ни словом. 
Интересно, почему? Вот реально - ооочень показательно. Ответственным за распад мира назначены жертвы этого распада. Вот где нехристианский, и даже просто не человеческий, не мужской подход, а не в слове "шалава"(((

Марта Измайлова

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Безотносительно к недавним холиварам и каким либо конкретным случаям - просто за годы я обнаружил такую интересную особенность, что всякий человек, говорящий "христианство - это вам это не толстовство и всякие розовые сопли! христианство - это в морду хрясь!", всегда имеет в виду чужую морду, и никогда - свою. К себе он ожидает и требует любви, снисхождения, терпения, уважения, понимания и сострадания, и бывает глубоко возмущен, когда их не находит.

Сергей Худиев

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.