У человека три достоинства: достоинство тела, достоинство души и достоинство духа (это три целостности), которые сообща образуют четвёртое, совокупное, целостное достоинство человека.
Все виды достоинства человека находятся под атакой, создаётся множество препятствий на пути человека к себе целому.
Целый человек - это бог, хотя, конечно, мало кому удаётся собрать себя на всех уровнях. Доминирующим является достоинство духовное (структурное, базовое, задающее все другие). То есть, кто в земной жизни успел обрести духовное достоинство, имеет надежду на достоинство души и тела в будущем веке, т.к. зерно духа содержит их в себе.
Извращённое, ложное представление о достоинстве является препятствием на пути его обретения.
* * *
Про достоинство духа лучше христианства никто не говорит. А о достоинстве тела и души можно поучиться у многих. Йога, например, на мой взгляд как раз даёт представление о достоинстве тела (полный антипод западных тренажерных залов). Христианское тело - это уже психосоматика, т.е. сопряжённость с душой. Чисто телесное христианством мало рассматривается, разве что в исихастских практиках есть некоторые отголоски знаний о достоинстве тела. Для христианина достоинство тела вне его связи с духом не очень-то интересно. Тело склонно к связи со страстями, и тогда оно именуется плотским (плотское - греховное). Тело - храм духа, в христианстве это - главное. Йога всматривается в саму телесность, постигает её законы - они ведь духовны по сути, т.е. заданы духом. Достоинство - в соответствии себя себе, когда всё, что есть в наличии, функционирует правильно, в согласии с замыслом Творца и достигает предельно возможных высот.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий