Человек есть то, чего он хочет - в нём хочет его сущность, его потенции, его возможности, которые хотят быть и нуждаются в каких-то условиях для бытия (когда в организме не хватает влаги, например, человек хочет пить - и вода реально нужна ему для жизни, а не просто так, теоретически).
Потому желания важны - подлинные желания, а не выдуманные. Люди научились обманывать себя и врут себе постоянно относительно своих хотений, потому что многие хотят хотеть то, что хотеть красиво и правильно - возвышенное. Однако хотение - выражение естества, а не фантазий, нередко выходит так: хочу хотеть одно, думаю, что хочу именно это, а на деле хочу другое.
У Седаковой в одном из стихотворений встречается замечательное определение поэта: он хочет то, что все хотят хотеть. Размышляя, понимаю, что хотят этого на самом деле далеко не все, но, возможно, такие старательно забыли в себе того, кто этого хочет - может хотеть.
Вопрос к себе можно сформулировать таким образом: могу ли я хотеть то, что хочу хотеть? И думаю, что на самом деле - могу. Человек может постепенно направлять себя в зону своих хотений, если только по-настоящему захочет то, что выше его нынешнего. Задача - захотеть по-настоящему, и только.
Если я думаю, что хочу Бога, стоит спросить себя: могу ли я такая как есть хотеть Бога? По плодам своим надо судить - по жизни. Что я реально ищу в каждый день, в каждый миг своей жизни? Чего жажду, без чего умираю? И при честном ответе многие не смогут подтвердить в себе жажду Бога - для неё в них просто нет места. Но покаяние - способ перемены естества. Мы не достигаем того хотения, которое хотели бы хотеть только потому, что не понимаем как работает в нас этот механизм и обманываем себя, думая о себе больше, чем есть на самом деле.
* * *
«Соуслаждающеся Закону Божию по внутреннему человеку, вижу же ин закон в составах моих, противовоюющ закону ума моего и пленяющь меня законом греховным» (Римл.7:23).
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий