Спасается спасающий. Быть спасающимся - значит спасать.
Кто не спасает того, кто обречён погибнуть, тот сам уже погиб.
Себя спасать невозможно иначе, чем помогая спасаться другим. Человек - существо социальное. Любовь к себе - это любовь к Богу в нас (к Богу в себе). Это одна любовь на всех. Нельзя любить Бога, не любя ближнего, нельзя любить себя, не любя ближнего и не любя Бога. Потому голод другого - это и мой голод, и Христа голод. Накормить его - это накормить и Христа, и себя. Понятно, что кроме такой духовной пищи, человек, как животное, нуждается в пище обычной, и себя он кормит каждый день не столько духовно, сколько физически. Точно так надо относиться к другому человеку, т.е. понимая его различный голод: и телесный, и душевный, и духовный, и посильно питать голодных. Из этого сердечного переживания и понимания рождается милосердие, способность прощать, любить вопреки, помогать несмотря на...
Но важно оговориться, что спасать нельзя, надмеваясь над другим. Высокомерие, как и самомнение никого не способно спасать - оно губит. И спасаем другого мы не сами по себе, а Христом, который в нас - Христос спасает. Это не просто слова, но корректное и точное описание происходящего в нас. Различать в себе Христа - первый навык христианина. Я - не Христос, но Христос - во мне. Через меня Христос действует в мире. Как говорят в народе, у Бога нет других рук, кроме наших.
Когда же самомнение по-хамски намеревается кого-то спасать, его лучше остановить от пагубы. Сначала приди в себя, обрети Христа в себе, и только тогда действуй - Христом, а не самостью. Самость спасать не умеет, и даже её стремление спасать - губительно. Спасающий - не стремится спасать, а спасает. В нём жива любовь Христова, которая наставляет на всякое верное дело. Спасающий просто любит - Бога, ближнего, себя. Себя он любит не для себя, а для Другого (и Бога, и ближнего). Я нужен себе для того, чтобы было кому предстать перед Богом - иначе как общаться с Ним? Я есть ровно в той мере, в которой предстою Богу. А тот, кто предстоит - спасает, уже одним своим предстоянием спасает. И все его действия находятся в контексте предстояния.
Однако «Бог и намерение целует » - гласит народная мудрость. Тому масса примеров и в жизни, и в литературе. Добрый поступок, спасающий другого, может совершить и несовершенный человек, даже нехороший. И это, в некотором смысле, тайна, которая лишний раз свидетельствует о том, что спасает Бог, а не человек.
12-13 ноября 2021
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий