Иногда мне кажется, что слово «очертить» неспроста обращает слух к слову «черти». Ну вот рисовали же круг вокруг себя для защиты от нечистой силы - чтобы очертить закрытое для нечисти пространство (отчертить - защитить от чёрта/чертей). Аналогичным образом сегодня действуют политики, когда очерчивают небольшой круг, где гарантируется порядок, отдавая всё остальное пространство всевозможным беспорядкам. Это же некий ритуал и, в то же время, сообщение массовому сознанию - хаос будет нарастать, мы больше не обещаем поддерживать прежние нормы. «Новая нормальность» неминуема.
Но есть ещё слово «черта» - некое ограничение, некий итог (подвести черту - потому что ограничение настигло), некий запрет и одновременно преодоление запрета, преодоление нормы (за чертой).Таким образом очертить себя - это запретить себе движение в сторону нечести. Поставить границу - себе же, а не только чертям. Быть может, именно ограничивая себя, получается ограничить их. Значит они приходят, благодаря нам же.
Ограничивший себя, ограничен во всём. Тогда он не может двигаться к Богу, тогда он может только ограничивать себя и ждать, что Бог настигнет.
Ограничивание себя - это отрицательное действие. По отношению к себе мы больше ничего не можем сделать для Бога. Но по отношению к другим мы многое можем сделать со знаком плюс - доброделание возможно только по отношению к другому. Выйти навстречу Богу я могу не иначе, как только помогая двигаться к Богу ближнему.
* * *
Монашество предполагает крайнее самоограничение. Живущие в миру вынуждены угождать не только Богу, но и ближним - их восприятиям. Жена годит мужу, муж жене. В этом смысле самоограниченный человек - плохой партнёр для тех, кто живёт с ним в паре, он слишком сам по себе - в нём отключены программы, которые включены у мирских людей; только территория Бога ему не чужда, в том числе бога в ближних, но человеческое измерение для него - как дикая степь для оранжерейного цветка. Более того, отказавшийся от себя и оставшийся в миру может оказаться в большой зависимости от желаний близких ему людей. Его как бы нет, а они, наоборот, вполне есть. Что-то схожее можно видеть у юродивых, когда они устраивают свой юродский балаган - ведомые стихиями собеседников. Юродивый - самоограничение вплоть до самоотрицания и самоликвидации на уровне самости. С такими Бог очень близок, потому что вне Его им невозможно (негде) жить.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий