Настоящая поэзия - вещь одноразовая, надо ценить и поэта и полученный им ответ соответсвующим образом. После того, как поэт добыл нечто, это нечто изменило мир. И больше никто не принесёт такого же ответа НИКОГДА. Другой, может быть даже очень близкий, возможен, но не такой же. Представим себе истину в форме шара, поверхность которого состоит из множества точек зрения. Он просто утыкан, усеян ими. А в центре шара - рассматриваемый предмет (относительно истины - это верно, относительно поэзии - упрощение, потому что не всякий в состоянии её предмет видеть). Так вот, добытый ответ - это точка на поверхности шара (в поэзии - многоточие, я думаю). Если пройти мимо этого ответа, то возникает пустота в том месте, где должен бы разместиться ответ. Траектория пути каждого из нас сродни траектории движения шахматных фигур - мы не можем заполнить все квадратики на плоскости доски, на поверхности шара (а ещё есть глубина и высота). Но в шахматах фигур немного (их можно сравнить с архетипами, наверное), человеков гораздо больше, и каждый - уникален в своём видении мира. Тут я имею в виду не искривления ума, коими все мы богаты, а именно модус плюс ракурс. Кривизны наши - это шумы, искажения, они скорее мешают, чем помогают. Хотя они же создают траекторию пути (преодоление кривизн).
Но важно именно это взаимодействие - и с Богом, и друг с другом. Каждый несёт свою весть, он - единственный её носитель, и передаватель её другим (окно).
Вопрошание рождает ответ, при получении ответа вопрошание прекращается. В этом, кстати, великое значение культуры - она сокровищница, где хранятся ответы. Перекрёстный обмен ответами - это деталь синергийной мистерии, Бог и все «владельцы» ответов щедро одаривают каждого ищущего, так устроено Богом. Богу угодно, чтобы мы получали через людей именно потому, что многие ответы уже добыты (это также научает нас смирению и уважению другого). Но у каждого искателя есть и свои собственные, неповторимые вопрошания - на них он получает ответ непосредственно от Бога. Другие же ответы - от ближних, даже если они ушли в мир иной. Мы НЕ ЦЕНИМ, НЕ ПОНИМАЕМ этой мистерии, мы не ценим друг друга. Обычно каждый всё хорошее приписывает себе, а дурное - другим. Жуткая неправда и эгоизм. Всё подлинное рождается при совместном делании в процессе сложнейшей и прекраснейшей мистерии. Общее дело, литургия - это отголосок, символическое изображение того, что я очень примитивно постаралась тут описать. Всякий художник рано или поздно входит в эту комнату, в этот зал, в этот дворец - где вершится чудо сотворчества, хоть пути у каждого свои. Главное, ценить другого, других, а не только себя. Надо ценить весть, добытую другим (мы не знаем цены ни тому, ни другому) - об этом моя миниатюра «Великий». Люди - жуткие хамы по отношению друг ко другу именно потому, что не видят Христа в другом.
Кстати, каждая вещь как бы окружена таким вот шаром из точек зрения. Это чувствовал и Платонов, отсюда его такой «шарообразный» язык - состоящий из шарообразных слов. Надеюсь, я напишу об этом более подробно.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий