Поэтический ответ

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос.
(Мф. 23:8)

Мыслепилюля

Первый вариант формулировки той или иной мысли, пришедший по вдохновению, в ответ на вопрошание, всегда целостен и точен (поэтичен). Силы уходят лишь на подбор слов, соответствующих воспринимаемому силовому полю — потоку, но слова сами спешат встать на своё место. Это — поэзия, хоть и не стихи.
Если происходит потеря по каким-то техническим причинам уже готового текста, эта потеря невосполнима. Повторно мысль не формируется сама, повторно оформляю её в слова я, и это уже не волшебная словесная пилюля, а просто текст. Дважды одна и та же мысль сама не формулируется. Она поймана сознанием, но путь к ней не восстановим. Полутона, по которым строилась формула, я не могу повторить. Первая формула формировалась в поле моего вопрошания, вторая — писалась тем, кто уже знает (вот в чём суть сократовского незнания). Первый вариант всегда — мыслепилюля (содержит в себе целое — голографический принцип), второй — просто текст (уже не целое, а часть, фрагмент, грань), более или менее гармонично скомпонованный из остатков пойманного смысла. Целое лечит — исцеляет.

Путём Сократа

Дважды одна и та же мысль сама не формулируется, но когда появляется новый вопрошающий, для него и ради него может всё случиться снова (не повториться!) — в этом смысл устных (а не записанных) уроков с Учителем. Быть всегда незнающим, а потому снова и снова воспроизводящим истину по запросу каждого нового вопрошающего (не обязательно словом вопрошающего — жизнью, внутренней потребностью) — это значит идти путём Сократа.

Точно так же, как для другого человека, единожды открытое существует и для автора - он на равных правах с другими. Единственный его бонус - произведение, которое зафиксировало момент схватывания истины и является дверью в пережитое состояние. Автор может возвращаться для дальнейшей разработки открытой им прежде искры. И ещё один авторский бонус в том, что путь, который пройден в процессе работы над произведением, изменил его сознание (однако это уже о другом).

Роза

Необходим поток. Он льётся сверху, словно кто-то выливает на голову вёдра воды — одно за другим, снова и снова. Это река, льющаяся прямо с неба. Это поток света, озаряющий, пронизывающий всё, с чем соприкасается. Наверное так чувствуют себя провода, по которым бежит ток — под напряжением.

Поток приносит лепестки. Много лепестков, которые заряжены тяготением друг к другу и потому складываются в розу. Сами! Каждый лепесток знает надлежащее ему место и занимает его неспешно, тихим, плавным, уверенным движением. Он занимает его не из нужды — из радости, потому что ему хорошо быть в общем хороводе-круговороте. Кажется, само бытие слоями-лепестками сворачивается и укладывается в розовый бутон. Формируется роза.

Авторская роза. Потому что автор — причина потока. Он адресат струящегося потока лепестков, которых он не вызывал и не просил, которые пришли к нему сами.

Роза формируется в руках автора чудным, непостижимым образом. Он, как пришибленный, наблюдает за этим чудодействием, участвуя в нём разве только радостью своего сердца. Быть может его радость сродни радости лепестков, созидающей розу.

Он держит в руках своё творение — произведение радости — и не перестаёт течь в потоке лепестков. Всякий, кто возьмёт в руки дивный цветок, ощутит в себе тот же ток, связующий воедино автора, розу и случайного встречного, которому приглянулась роза. Шлейф её аромата привяжет всех троих друг к другу крепче каната, проникнет в душу встречного, бросив внутрь хотя бы горсть лепестков, чтобы его душа получила надежду когда-нибудь превратиться в благоухающий розарий.

Поэтический ответ приходит для всех 

Поэтический ответ приходит для всех — кто способен его услышать. И главное в нём — сок жизни, огонь, приобщение к той грани жизни, о которой он говорит. И приобщаются те, для кого это актуально, т.е. жизненно необходимо.

Поэтический ответ всегда единственный

Поэтический ответ всегда единственный. Он не приходит повторно без реального вопрошания, а реальное, бытийное, вопрошание всегда единично, ибо исчезает после получения ответа. Хула на Духа Святого — это игнорирование, попрание поэтического ответа, когда тебе дано знать, но ты игнорируешь это знание и действуешь по-своему ветхому разумению.

Слова - это дырки в решете посюсторонности

Когда удаётся сказать что-то точно, когда получается в словах выразить чью-то суть, в пространстве образуется некий туннель, связывающий воедино разные явления и измерения. Слово - это путь, оно не просто указывает на путь, но само является путём. Этим путём ходят поэты, но могут ходить и другие люди - если пойдут за поэтом след в след со вниманием. Поэт не просто рассказывает, он показывает иную реальность - в себе самом, но ключ к видению - его слова. Можно смотреть и ничего не видеть, кроме своей всегдашней нелюбви. Потому что каждое слово - любовь, и слух - это любовь. В ком нет любви, тот не может слышать слова, потому что не может идти путём Слова.

И потому вполне логично: «В начале было Слово», и «Я - Путь, Истина, и Жизнь». Слова - это дырки в решете посюсторонности, сквозные пути туда, куда пути нет. Речь о целых словах, разумеется - целыми словами говорят поэты, даже когда говорят прозой. Поэт - тот, кто говорит целыми словами.

Чем отличаются целые слова от обычных? Тем, кто ими говорит. Так, благодаря говорящему, внутри обычных слов может присутствовать или, наоборот, отсутствовать священный нектар Слова, превращающий обычные слова в Слова большие, целые.
Целые слова не лгут, не льстят ни вещам, ни людям. Они - точны, потому что истинны, а истинны они потому, что добыты в Истине и для Истины.

Плоское мышление

Поэтическое видение объёмно, а что такое плоское мышление проще всего понять на примере шара. Можно сказать, что истина — это шар, поверхность которого утыкана точками зрения (предмет рассмотрения тогда — в центре шара). Если человек рассматривает проблему или предмет с одной точки — он видит не предмет, а его проекцию на свою точку (т.е. ничего толком не видит). Чем шире кругозор, чем больше высота и глубина взгляда, тем точнее проекция. Объёмное мышление предполагает, что вы видите предмет с разных, не укладывающихся в одну плоскость, точек зрения. Чем больше точек зрения вы учитываете при формировании своего мнения, тем она ближе к истине.
И вполне может быть такой набор точек, который формирует объёмное представление, по которому несложно воссоздать и весь предмет целиком. Целостным видением, моментальным схватыванием предмета, обладают поэты. Искра — это проблеск, одномоментное видение шара (огненная суть вещи).

Творческий акт

Творческий акт заключается в том, чтобы внутреннее событие зарисовать доступными внешнему восприятию средствами и тем застолбить вход в пережитое состояние (чтобы можно было вернуться), а также сделать его доступным для других.
Это форма действия, которую передаёт глагол «поделиться». Отсюда творчество гения в некотором смысле — милостыня всем остальным, кто получает доступ к тем состояниям, которые открыл на своём пути гений. Но чтобы суметь принять сообщение гения, придётся проделать внутри примерно тот же путь, только будучи захваченным его потоком — т.е. как бы вдвоём с гением, в его сопровождении (Данте и Вергилий). И надо быть Данте, чтобы на помощь тебе пришёл Вергилий.
Сила и направление актуализированного бытийного вопрошания (Зов) — причина встречи. Быть живым — это быть вопрошающим, т.е. обращённым к Вечности с вопрошанием вечности. 
Проси у Бога Богово — и получишь. Вопрос в том, что это значит — просить у Бога Богово, как просить, чтобы этот акт бытийно осуществлялся, а не придумывался (был настоящим).

2015-2017, 2019

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Комментарии

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

«Не бойтесь вашего недостоинства: Дух Святой обновит вас. Не бойтесь вашей слабости: Дух Святой укрепит вас. Ничего не бойтесь, только желайте искренно, от всей души, чтобы Дух Святой сошёл на вас, – и Он непременно сойдёт. Молитесь, ожидайте Святого Духа в простоте сердца – и Он сойдёт на вас» (прот. Родион Путятин)

«Ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „мы Его и род“» (Деян. 17:28).

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:6).

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24).

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Дважды одна и та же мысль сама не формулируется. Она поймана сознанием, но путь к ней не восстановим. Полутона, по которым строилась формула, я не могу повторить. Первая формула формировалась в поле моего вопрошания, вторая — писалась тем, кто уже знает (вот в чём суть сократовского незнания). 

Да, именно так всё и есть. Но когда появляется новый вопрошающий, для него и ради него может всё случиться снова (не повториться!) - в этом смысл устных (а не записанных) уроков с Учителем. Быть всегда незнающим, а потому снова и снова воспроизводящим истину по запросу вопрошающего (не обязательно словом - жизнью) - это значит идти путём Сократа.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Кто-то сказал: «Только исходящее из сердца входит в сердце». Кто не молится от сердца, у того нет в словах, в самом его существе излучения, которое устремилось бы к сердцу Бога и сердцу окружающих.
Протоиерей Думитру Стэнилоае

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.