Наверное самая тонкая, первичная форма насилия - ложный взгляд на другого, ведь мы своим взглядом помещаем другого в некую силовую матрицу, где роли как бы заранее прописаны. Ложное понимание, ложная трактовка другого, которую мы ему предлагаем (навязываем) уже в самом начале общения - это насилие. А неложный взгляд - это любящий взгляд, т.е. единственная возможность не насильничать - видеть в другом Христа и вести себя соответственным образом. В любом другом, а не в каком-то особенном другом.
Но общаясь с человеком, ненавидящим Христа, на уровне Христа в нём, мы тоже будем творить насилие над его личностью. Если на этом уровне человек отказывается общаться - это его выбор и его право.
У Христолюбца есть такое же право не общаться вне Христа? Думаю, да. Но лишь при условии защиты от агрессии, а не в роли агрессора - с претензией.
* * *
Причём, это насилие может носить как личный, индивидуальный характер, так и социальный. В этой связи вспоминаю Вольтера с его борьбой за право другого иметь и высказывать своё мнение - быть собой. Сегодня можно было бы сказать: за право быть человеком...
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий