Мир становится нечеловекомерным - эту фразу сегодня можно услышать довольно часто, потому что новые цифровые технологии меняют привычный человеческий мир с такой скоростью, что даже просто уследить за этими изменениями большинство уже не в состоянии.
Нечеловекомерные скорости процессов, нечеловекомерные пространства (нано) и размеры объектов, не просто влияющих на жизнь человека, но меняющих самого человека...
Однако нечеловекомерность всегда присутствовала в нашей жизни*, например биологические процессы жизнеобеспечения организма человека или животного (создание микроскопа расширило границы человекомерности, как и создание телескопа, но нечеловекомерного всё равно остаётся несравнимо больше).
То есть, это не принципиально новое нечто - нечеловекомерность. Актуальнее другое: люди получают возможность вмешиваться в нечеловекомерное, а не просто наблюдать и описывать его. Забывая, что нечеловекомерное доступно человеку лишь отчасти, люди утрачивают целомудрие, утрачивают необходимое ощущение тайны. Им стало казаться, что вот-вот, и главные тайны этой самой нечеловекомерности откроются и подчинятся человеческим прихотям.
Если бы наука была движима только жаждой познания без корыстного применения этих знания в интересах меньшинства против большинства, всё шло бы в обычных рамках. Но проблема современности в том, что очередной скачок расширения границ человекомерности происходит не просто не для всех (это было всегда), но намечается некое «против большинства» в ранее недостижимом смысле. Именно это следует осмыслить сегодня в первую очередь.
Новейшие изменения будут касаться всеобщего, но не внешнего, а внутреннего всеобщего - а это уже духовная сфера, значит и последствия будут далеко идущие, духовные. Потому новейшие технологии манипулирования массовым сознанием вышли на уровень духовных манипуляций, а это приводит к реальным искажениям сознания. Безумие большинства - вполне возможное последствие применения такого рода искажающих сознание практик, и это безумие по симптоматике совпадает с состоянием, именуемым в христианской традиции прелестью. Только традиция знает это явление как личную проблему индивидуального сознания, выход из которой довольно непростой, но всё-таки существующий. Когда же в состояние прелести людей вгоняют массово при помощи технологий, мы оказываемся на пороге ранее небывалого и действительно нечеловекомерного процесса.
Наше социальное - это охранник здравости, так же как целое организма охраняет здоровье целого против проникшего внутрь вируса или другого чужеродного агента. А что станет с организмом, в котором целое составляют лишь заселившиеся в него вирусы, сами же клеточки организма утратили целостность... Это очень похоже на описание процесса разложения умершего тела.
--
* трансцендентное = нечеловекомерное, но тогда и человечность в некотором смысле всегда выход в нечеловекомерное (в Бога), ибо без трансценденции нет возможности подняться над собой мелким, корыстным (человеческое только человеческое слишком ограничено и пригодно разве только для животного по имени человек).
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий