Ницше ругал христианство за презрение к телу, но он ошибался в этом. Зачем воскрешать тело, когда оно презренно? Христиане - да, и во многом Ницше прав, но не христианство.
Он прав в своём настоятельном требовании жить на земле, а не в мыльных пузырях духовности - христианство ведь того же требует («вера - осуществление ожидаемого», а не мечтания, мечтания - духовная прелесть, заблуждение, повреждение, болезнь). Но следует помнить, что любое высказывание лучше всего понять, когда ясна первичная точка, от которой оно оттолкнулось. Так и Ницше надо читать - как поэта - видя сквозное в нём, и это сквозное следует считать настоящим, но не забывать о первичном толчке, задавшем направление его интуиции. Так виднее случайные перегибы. То, что находится в фокусе зрения, он видит хорошо, что остаётся на периферии - бывает ошибочным.
И, возможно, в своём полемическом порыве Ницше не заметил возможность свободы в том, что дух может отрываться от тела и опережать его, давая задание телу - навёрстывать, догонять. Нельзя порабощать дух телом - это мешает и телу, и духу. Дух, как птица, летит выше, дальше и впереди - и это нормально, правильно, полезно, разумно.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий