Созерцательность в том и состоит, что чистый взгляд просто смотрит и видит - безоценочно. В этом смысле люди различаются контекстом своего взгляда на мир и на другого. Где одному мерещится гордыня, там другой увидит просто понятийный расклад - безоценочный, который про другое. Отсутствие гордыни как раз в том, чтобы не искать в другом гордыню.
Видеть и намерено искать - разное. Ищущий найдёт в другом свою собственную гордыню и прочие изъяны, потому увиденный им - точнее созданный им - образ другого будет по факту негативистским портретом его самого (другому он припишет все свои недостатки). Но смотрящий созерцательно смотрит чисто, безоценочно, не привнося свои пороки в образ другого, а потому только он и способен видеть то, что есть. И не судить при этом, суд несоместим с созерцанием.
* * *
У каждого из нас есть два невольных греха: первый, это когда мы проходим мимо большого человека, считая его за маленького. А второй - когда маленького принимаем за большого.
"Мы с тобой. Дневник любви" М.М. Пришвин, В.Д. Пришвина
Вопрос: "Большой", "маленький" — не является ли это всего лишь социальной условностью? А сущностно возможно ли определить, каков этот человек перед тобой? В каком-то смысле — каждый большой. Каждый обладает сокровищами духа, значит он большой. И каждый — маленький, по своей недостаточности (изъяны). Возможно нужно отказаться в принципе делать такие суждения, и даже - внутри себя себя самого, не говоря уж о том, чтобы вслух. Достаточно человеку знать своё, то большое и то маленькое, что есть в нём.
Мой ответ: Каждый обладает лишь потенциально - не реально. Маленький - это не ставший собой, не встретившийся с самим собой, не познавший себя, не усвоивший себя себе. Своего рода аватар себя самого. Великий человек - это исполин духа, даритель, обогатитель других. Как же можно не различать их?
Годить людям и годить Богу - разное. Созерцательность может казаться и горделивой, и бездушной - душевности, ибо она понятна только духовному оку.
Сами понятия "большой" и "маленький" можно по-разному понимать - в зависимости от ракурса смотрения. Самость слышит в них самостное (почёт, привилегии, богатства, чванство некоторое), а духовному всё иначе, сказано ведь "Больший из вас да будет всем слугою". Быть большим - большое бремя, и почёт предназначен несущему бремя, одаривающему многих - это форма благодарности за полученные дары от большого.
В каждом из нас живёт и великий, и малый - это как регистр, но кто-то выбирает главным регистр большого человека в себе, а кто-то - маленького (до большого ему и дела возможно нет). Важно видеть в каком регистре пребывает человек, делая что-то или говоря. Грех смотреть мелко на то, что сделано в регистре высокого.
Об этом, кстати, моя формула, что всё определяется в человеке точкой его стояния внутри. Из какого места в себе я смотрю, слушаю, воспринимаю, действую - из какого себя.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий