Поэзия может быть определена как некое заграничье

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Узкопрофильность - сама по себе бич нашего времени, потому что она производит узкоумных людей, которые, как раз по причине узости своего ума, не понимают, что узки - не видят своих границ, приписывая себе полноумие. Узкопрофильность хороша как метод, пока не выходит за границы метода. Однако человеку свойственно обожествлять свой метод - об этом ещё Сократ сокрушался.  Узкопрофильный ум, замкнутый внутри себя, не просто узок, но и страшно ограничен, а потому опасен. У него нет возможности видеть себя - для этого надо расшириться, выйти из своего замкнутого на себя болотца. Но как это сделать, если «болотце» в его глазах - это целая Вселенная.

Это похоже на забышегося оператора: вот он навел камеру на ладони человека - крупный план, потом взял крупным планом лицо, глаза, потом галстук или туфли. Но все эти планы стали существовать отдельно друг от друга - картинка не собирается воедино. В итоге оператор не может собрать образ целого человека. 

Да-да, известная притча о слоне, которого щупают слепые мудрецы - об этом: кто-то ухватился за хвост и потому считает, что слон - это канат; кто ухватился за ноги и думает, что слон - это столбы, и т.д. Особенность нашего времени в том, что современные слепые мудрецы расчленили целого слона на субатомные частицы и потому не видят даже таких относительно целостных частей слона, как ноги или хвост - они вообще слона потеряли. Более того - слону отказано в существовании, даже в праве на существование. Он считается вымыслом - чуть ли не сплетней (чем-то непристойным).

Чем уже ум, тем больше в нём самомнения и надменности, высокомерия по отношению к другому. А чем больше в человеке самомнения, тем меньше остаётся в нём ума, и количество дипломов тут не имеет значения. Хотя нет - имеет: чем больше дипломов, тем больше и самомнения...

Вот откуда столько несуразностей и горя в современном мире.

* * *

Поэты, кстати, не исключение, они так же склонны обожествлять поэзию, как свой метод, свой способ жить,  но это не значит, что поэзия лишена божественности. Более того, поэзия в таком случае может быть определена как некое заграничье - она всегда вне метода, над ним, ибо в рамках метода лишь ремесло.

Своя поэзия как заграничье есть у каждого ремесла. Нынешняя мода на междисциплинарность (стремление компенсировать узкопрофильность) - это попытка превратить поэзию в метод. Но заграничье - это больше про состояние, чем про метод, т.е. про поэзию. Заграничье суть свобода от метода. Не потому ли русские так любят заграницу и все время искушаются ею (не различая метод и поэзию)? Запад манит лишь заграничьем (свободой от своего метода). Надежнее так же страстно возлюбить поэзию души - дух, он и есть настоящее заграничье русского человека (не душевное, в котором живёт человек, а духовное, в которое  он устремлён).

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.