Вопрос: Совесть. Это ведь социальный конструкт принуждения членов общества следованию не своим интересам. Или таки что-то другое?
Мой ответ: Конечно другое! Совесть - не конструкт, а природный дар. Совесть - это как демон Сократа, некий мистический советчик. Более того, мудрецы и мыслители думают совестью.
Вопрос: Да ладно? Примеры в студию.
Мой ответ: Примеры совести? Если она у вас есть - рассмотрите внимательно, если нет, чужую нечем видеть.
Вопрос: То есть совесть берется из ниоткуда, от божественной воли?
Мой ответ: Совесть - социальный феномен, а не конструкт. Её нельзя конструировать, но она может быть в той или иной степени полноты и чистоты. Совесть «отваливается» за ненадобность (как хвост), если ею не пользоваться.
Про божественный ракурс хорошо сказал свщмч. Сергий Мечёв : «У аввы Дорофея есть хороший образ, где совесть представляется соперником, ведущим с нами брань. Дело нашего спасения было бы совершенно невозможно, если бы не было в нас этого соперника, который борется с нами за правду, за истину, за добро. В этой борьбе нельзя пренебрегать и малым, чтобы не потерять большого, и нужно заботиться о легком, чтобы стяжать более трудное впоследствии. Необходимо очищать, хранить и проверять нашу совесть, пока мы еще в этом мире, – помирись с соперником твоим, пока ты на пути с ним».
Вопрос: Как формируется совесть человека, конкретного человека? Какую социальную функцию выполняет?
Мой ответ: В совесть надо врастать и развиваться в ней, начиная с малого - чтобы быть человеком. Вот тебе сказали что-то полезное, будь благодарен - и совесть вырастет «на вершок». Будешь наглым и неблагодарным - не вырастет. Совесть - как живое существо, которое надо уважать и любить. Иначе уйдет.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий