«В чём застану, в том и сужу»

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

На днях узнала о себе кое-что новое. Не только о себе, наверное. Последующий анализ произошедшего, как всегда, привёл меня к некоему общему знаменателю - про суть вещей вообще.
Я шла по городскому тротуару немножко под гору, а мне навстречу, немножко спускаясь с горы, шёл нестарый тучный человек, вероятно бывший наркоман, с палочкой или костылем - не помню. Он шёл трудно, как они обычно ходят, когда ноги начинают отказывать. Было в нём и что-то включавшее во мне некую брезгливость - не свойственную мне, как правило. Я не изучала его, была невнимательна, потому не помню что это было - признаки болезни кожи на лице или что-то другое. Помню только своё ощущение от него. Он проходил очень близко, слишком близко - телесно, и вдруг начал падать на меня. Неожиданно для себя самой я отскочила в сторону и позволила ему упасть. Смутилась, конечно. К нему потом подошли молодые девушки, а я ушла, чувствуя себя неправой. Он ещё глянул на меня с укором, падая.
Прошло несколько дней, а я всё думаю о том, что же это было? Прежде, я прежняя, непременно подхватила бы его. Хотя у меня мелькнула ещё одна, недобрая вероятно, мысль - показалось на мгновение, что он даже специально так падал. Но это вряд ли... Хотя мысль такая присутствует в моей голове - не уходит.
Стала я анализировать, и решила было, что всё дело в моём нынешнем состоянии, в бесконечной борьбе за здоровье. Я сейчас слишком слабая - прежде о себе не думала, а теперь вынуждена думать постоянно, думать и заниматься своим здоровьем. Во мне заработало чувство самосохранения - раньше его не было.
Могла бы я его удержать - этого падающего? Сомневаюсь, он был наверняка тяжелым. Как сказал муж, когда я ему рассказала об этом, упала бы вместе с ним - разве это было бы хорошо? Он считает, что я поступила правильно. Я сомневаюсь в этом - иначе откуда вопросы во мне? Поразмыслив, я списала всё на своё нынешнее нездоровье и вынужденную заботу о себе. Такая забота несколько меняет характер. Грустновато это обнаружить, но так уж устроен человек: либо о себе заботится в ситуации, либо о другом. Для этого бывшего наркомана я не стала ближним - отодвинулась от него, когда он падал, а не ловила - отодвинулась, чтобы он меня не задел. То есть, не просто ничего не предприняла, чтобы его удержать, но даже кое-что сделала, чтобы не столкнуться с ним.
Расставив таким образом акценты, я всё равно не могла успокоиться. Что-то было недопонято. И вдруг, как молния - прозрение. И это меня поразило до глубины души и отчасти вылечило от печали по поводу. Хотя не избавило от вопроса: как же было бы правильно поступить?
Ситуация раскрылась с другой стороны, и я увидела, что отреагировала как женщина, а не как личность. То есть, в тот момент точка моего внутреннего стояния, моего самоосознания была связана с женским, а не личностным началом. Не личность, но женщина во мне уклонилась от падающего на меня чужого мужика - отсюда и мысль мелькнувшая, что упал специально. Отсюда и брезгливость, возможно. Да, он смотрел на меня перед падением, может потому и упал, что засмотрелся. Женщина во мне поймала этот его внутренний посыл и рефлекторно отпрянула.Если бы он своим взглядом не включил во мне это, я возможно иначе бы и отреагировала. Не знаю. Всё произошло слишком быстро - считанные секунды. Это же только рефлексы - автопилот. Почему он оказался именно таким? В какой программе это произошло? В программе - Женщина и внешний мир. Возможно во мне вообще сейчас доминирует женщина, а не личность. Это тоже может быть, но вряд ли. Я думаю, что это ситуативное её включение.  
Эта ситуация интересна ещё и тем, что может быть показательной и в другом ракурсе. Господь говорит «В чём застану, в том и сужу». Это вот так и будет - как у меня в этой ситуации. Я была бабой, а не человеком. Или, всё же, я была Женщиной? Неприкосновенной, хранящей себя от всего чуждого и нечистого - как того желает муж.  Личность может бродить по миру, подвергаться его «прикосновениям», а женщине место в доме - под защитой мужа. Опять наблюдается некий внутренний разрыв, конфликт между тем, что требуется от личности и от женщины. Они - про разное и для разного, и далеко не всегда их можно примирить.

Цветёт женщина на радость миру и мужу, т.е. она и для мира - не только для мужа, но в другом ракурсе, другом статусе, чем для мужа. Когда  же мир как-то ей угрожает или ведёт себя неучтиво, она может отстраниться - отказать миру в своём присутствии. Может или должна? Вопрос прочтения ситуации. Именно поэтому женщине многое простительно, что, возможно, непростительно личности. А может и не только простительно, но и предписано.

«Нет во Христе ни мужеского пола, ни женского...», «В чём застану, в том и сужу» - вот о чём думаю теперь по-новому. Точка стояния внутри - она в ответе за то, кем я окажусь в ситуации Суда. Тут я была добра, а тут - не была, в это мгновение я помню о Боге и ближнем, а в это - помню лишь себя и мне не до других. Когда мгновение остановится, Бог поверит - прекрасно ли оно? Когда самой  жизни во мне Бог повелит остановиться, кем я предстану перед  Ним? 

* * *

Я поделилась историей с моей духовной подругой И.С. (по её мнению я уклонилась «от непонятной ситуации вовлечения в нечто», а не от падающего человека), и вот что ей вспомнилось:

«Как-то я выходила из храма со своим знакомым иеромонахом, - рассказывает подруга. - Иеромонах был средних слет, наверное немногим за пятьдесят: я его тогда очень любила и уважала за его внутренний подвиг в монашестве. И вот мы выходим из храма, а навстречу ребенок. Совсем малыш - годика два, а может и меньше.  И этот малыш хватается за полы рясы моего иеромонаха. А монах начинает быстро его от себя отталкивать. И при том читать молитву. Я со своей стороны изумилась. Вроде - ребенок, что тут такого?.. Но  он все цеплялся и цеплялся, а монах все-таки вырвался, и мы пошли дальше. Я все думала - что это было? По-моему женскому мнению можно было бы просто малышу что-то сказать, как-то ласково обойтись. Но с духовной стороны в этой ситуации что-то чувствовалось тревожащее. Это было искушение. И наверное монах правильно сделал, что не вступил в контакт с тем ребенком. То есть по всем законам человечности - монах поступил резко и вроде неверно. Но все-таки он поступил правильно в тот момент.»

Поучительные истории. Хорошая пища для размышлений. Они наглядно показывают почему осуждение другого - грех. Никто, кроме Бога, не разберется в том, что делает человек. Бывает, что внешне неверный поступок не то, чтобы верный, но необходимый для того, кто его совершает. А бывает, что и верный. Или попросту нейтральный. Бывает и обратное: внешне правильный и даже красивый поступок - на деле некрасивый, недобрый. Каждый знай своё, следи за собой, а не за другими. Разве только если помочь чем можешь другому - тогда помоги. Но никогда не суди по себе - чаще это грех, потому что мы все разные, а судить, кроме как по себе, иначе и невозможно. Отсюда - «Не суди!».

Не зря святые предупреждают, что всё, за что ты осудил другого, непременно придёт проверить на прочность и тебя самого. Видя грешащего человека, его, прежде всего, следует пожалеть - как себя мы жалеем. Видеть чужой грех без такой жалости к человеку - опасно, слишком легко впасть в осуждение и тем накликать на себя гнев Божий.

Прости, Господи! - лучшая молитва на все случаи. 

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

10

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.