«...Субъект говорит: а что если я буду посылать сообщения не по вот этим каналам, не по вот этой сети, в которую меня вписали, а мимо этой сети? Что если я буду обращаться не по горизонтали, а по вертикали. Вот я в паутине... Человек - это существо, висящее в сотканной им самим паутине смыслов. Это Макс Вебер, а за ним Клиффорд Гирц... Вот он висит в паутине смыслов - по сути в каналах коммуникаций, и говорит: а я буду обращаться не к Другому, а я буду обращаться в сторону, я буду посылать сигналы куда-то в другое место. А вдруг получился, а вдруг я прорву эту сеть.
Вот это по сути и создаёт большую литературу, когда субъект начинает не внутри социальной структуры обмениваться сообщениями, энергией и т.д., а в никуда.
Это миф, всё что я рассказал - это такая легенда, чтобы объяснить, что под событием Х, которое заключено или которого ожидают от литературы, следует понимать некий выход на рандеву с Мировым Духом и объяснение ему: что ж ты меня запер в эту социальную клетку. Или выход на рандеву с Большим Другим, или преодоление Большого Другого, или выход за пределы социальной машины, в которую меня погрузили. Но это выход куда-то. Я считаю, что это выход в Реальное, потому что субъект как субъект создан потоком воображаемого и символического. Это, кстати, единый поток, мы всегда, когда имеем дело с символами, мы тут же начинаем за этими символами строить некие образы. А когда имеем дело с образами, мы тут же начинаем подыскивать под них символы. Поэтому единый поток воображаемого и символического - это и есть то средство, с помощью которого человек замкнут в эту социальную машину. Для того, чтобы прямоходящую обезьяну сделать фрагментом, элементом, социальной машины, нужно через неё пустить этот поток символического-воображаемого. И по сути, что такое субъект? Это и есть та точка, через которую этот поток проходит.
Но кроме того есть Реальное за пределами символического и воображаемого, и оно нам никогда не дано. И вот то, что осуществляет человек, когда идёт в смерть (самоубийство) или когда он, как я считаю, начинает заниматься большой литературой, это и есть его попытка выйти в Реальное.
Тут, правда, есть такой момент: субъект, который средствами символов и образов пытается пробиться к Реальному, обречен на неудачу, потому что в Реальном, т.е. за границами символического и воображаемого, нет субъекта. Это можно сравнить с известной буддистской притчей: Будда много размышлял о том, что наше Я - иллюзорно, никакого человеческого сознания нет - это всё абсолютная иллюзия, а нужно прорваться к нирване. И однажды ученики спросили: Учитель, если Я - не существует, то кто будет наслаждаться нирваной? Это то же самое. Если мы пробьёмся в реальное, то кто будем мы? Кто там в этом Реальном будет располагаться? Субъект существует только внутри символического и воображаемого...».
Илья Юрьевич Роготнев
Лекция «Душа и подобия» из цикла «Литератрура»
* * *
Сбежать от Реального в реальность...
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий