«Колобок» как мистериальная языческая притча о сотворении мира

Автор
Григорий Хубулава

«Колобок» кажется неискушённому читателю обычной детской сказкой, которая при внимательном рассмотрении раскрывается как мистериальная языческая притча о сотворении мира.
Начнём с имени главного героя. В его основе лежит корень «коло», среди множества его значений основными являются «кружиться», «описывать круг». Семиотически слово «колобок» близко к украинскому «коло» − «возле» и русскому «околоток» − «округа». Природа колобка становится ещё яснее, если вспомнить о названии вращающегося солнечного диска: солнышко-колоколнышко. От него происходит, конечно, не колокол, а коловрат – мировой солярный символ движения жизни, более известный под санскритским названием – свастика («катящийся по небу»).
Если предположить, что наш герой колобок это – солнце, а шире – мир, вписанный в солнечный круг и подчинённый его годовому циклу, тогда кем являются испекшие колобок старик и старуха? Очевидно, это демиурги славянского пантеона Сварог, которому мы обязаны глаголом «сварганить» – быстро сделать и супруга Сварога – живая природа Мокша (Мша, Макош). Замечу также, что для того, чтобы слепить солнце-мир, богам пришлось «поскрести по сусекам», то есть в поисках муки погрузиться в самые тёмные уголки довременного хаоса.
Вопрос о том, что представляет собой хаотическая мука, ставшая основой теста для мирового колобка, остаётся предметом жарких религиоведческих, этнографических, культурологических и лингвистических споров. Возможный ответ подсказывает само слово «мука», восходящее к корню mǫká. Этот корень одновременно означает как «мять, мучить, мешать, макать», так и «дроблённый, мельчайший, первичный, первейший, простейший». От него же происходит и само имя богини Макош. Следовательно, мука из сказки о Колобке – некая мельчайшая первоматерия, кварки, базоны, аналог греческого Архэ и иудейских сефир – элемент, из которого творилась природа. Продолжая изучать корень mǫká, мы обнаружим его след в ассиро-вавилонском «muke» – «отголосок, отзвук, эхо», что позволяет предположить: мукой для колобка могли быть мельчайшие творящие звуки, которым демиурги подарили жизнь, произнеся, а вернее спев своё творение.
Побег колобка из светлицы богов, вероятно, символизирует самостоятельность движения солнца после сотворения. Свободу колобка, который «и от дедушки ушёл и от бабушки ушёл».
Животные, встреченные солнечным Колобком по пути в описываемом им круге: заяц, волк, медведь и лиса, тоже не могут оставить равнодушным. Рассмотрим их по очереди.
Заяц почитался древними славянами и балтийскими племенами как воплощение весны, мужской сексуальной силы и животное Леля. Пытаясь съесть Колобка, весенний заяц обнаруживает и своё качество проводника, скачущего между царством живых и миром мёртвых, между Явью и Навью. Такая двойственность справедлива, поскольку весна – промежуточный период, а заяц, к тому же, является одним из животных, охраняющих бессмертие славянского Аида – Кощея.
Волк или вовк в анималистическом пантеоне северных славян и балтийцев обозначает славянского Тора – Даждь-Бога (Даж), по другой версии Перуна-Громовержца. Войну, победу, преобразование зародившегося порядка. Подобно волкам Одина и апокалипсическому волку Фенриру символизирует срединный этап – летнее полнолуние и покушается на солнце, сражающееся за власть с ночью.
Наиболее известным животным из этого ряда, конечно, является любимец геральдистов – «Сын Велеса», «Брат Пана» – медведь. Не просто сильный и умный покровитель сборщиков урожая, но и символ жертвы, приносимой в сражении, Альтер-эго берсерков. Медведь – бесстрашный добытчик пищи богов – мёда. Он воплощает земное могущество языческих варварских королей. Ему посвящены Берлин, Берн, Мадрид и Москва (финно-угорское «Maa-Skva» – «мать-медведица»). Желание летне-осеннего медведя съесть Колобка, то есть заключить в себя мир, замкнув на себе солнечный круг, не просто плод властной воинственности этого зверя. Вероятно, он стремится к тому, чтобы мир не просто принадлежал ему, но стал последней принесённой ему жертвой.
Самый загадочный и неоднозначный персонаж, разумеется, лиса. Осенний оборотень, апогей года, замирающего с наступлением зимы для весеннего возрождения мира. Существо всех миров, символизирующее обманчивый огонь. Одно из воплощений Мары, морочащей всё живое и даже богов. Лиса-Мара – мрак, смерть, обратная сторона богини жизни – Лады. Оба эти божества, а вернее двуликое божество Лада-Мара символизирует двойственность хтонического женского начала и замкнутость друг на друга пары Жизнь-Смерть. Родственную этой богине двойственность олицетворяет её индуистская сестра Парвати-Кали.
Не удивительно, что Лиса-Мара съедает Колобка хитростью, заставив его спеть песенку прямо ей на ухо. Тем самым, она не просто завершает годовой цикл солнца, но и скрывает Колобка во тьме, из которой ему предстоит взойти.
Итак, древняя, насыщенная архетипами сказка-притча «Колобок» не только мифопоэтическая аллегория сотворения мира и путешествия солнца от весны к зиме, но и краткая антология жертвенных мистерий, посвященных славянским и балтийским божествам, воплощённым в этой истории в образах животных.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

0

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.