Поэта далеко заводит мысль1
Важнее КТО сказал или ЧТО сказал? Для большинства, конечно, важнее КТО, ибо ЧТО сказано часто не совсем понятно и может быть недостоверным (непонятное нельзя проверить на смысловом уровне). Контекст сказанного задаётся тем, КТО говорит. Однако привычное полагание на авторитет в наше время становится слишком ненадёжным. Мы выходим на такой уровень существования, когда правду от лжи вряд ли будет возможно отличить, опираясь на авторитеты. И не потому, что авторитеты тоже ошибаются или, что тоже не редкость, заинтересованы в той или иной правде или неправде (врут в свою пользу, пусть даже не всегда осознанно), а ещё и потому, что создаются ложные авторитеты, подрывается вера в привычные авторитеты, выливаются ушаты грязи на прежде надёжные авторитеты, создаётся попросту другая, подменённая реальность из ложных или полуправдивых фактов и т.д. Авторитеты практически исчерпали своё время, пора начинать мыслить самостоятельно, осуществлять выбор и расплачиваться за него — а мыслим мы совестью.
Что такое мышление в этом аспекте? Это прощупывание совестью структур информации, сравнивание их со структурами совести — они всегда достоверны. Это сродни чтению генетического кода, наверное, когда правда и ложь, независимо от содержания текста, структурно разнятся. Чем? Отсутствием укоренённости в совести. Это звучит непривычно и странно, тем не менее другого способа постигать истину не осталось, кроме как смотрения на всё вокруг истиной в себе.
Да откуда в нас истина возьмётся? — начнут смиренничать многие. От Христа, вестимо — только от Него. Да возможно ли такое? Христианину во Христе — возможно, искреннему человеку, жаждущему истины, хоть и не знающему Христа — возможно (Христос знает его), а «лукавому рабу» — невозможно.
Время становиться поэтами... Но и этот путь скоро отнимется, ибо «дана будет ему власть побеждать даже святых» (см. Откр.13:7), тем более поэтов. Интересно, а чем на это безобразие ответят деревья, травы, водоёмы, кузнечики, кошки, собаки..? Тут есть любопытный момент — они ведь вряд ли вполне понимают (осознают) ЧТО говорит им Господь, но знают на клеточном уровне КТО только через ЧТО, обращённое к ним. Природные организмы живы потому, что клеточный уровень слушает Творца — живые живут потому, что являются поэтами в некотором смысле. Для них, выходит, актуальнее КТО говорит (в КТО всё согласовано со всем — едино!), хоть они и не вмещают этого КТО — не могут вмещать, в отличие от человека, способного к этому от природы. С другой стороны они слушают ЧТО и выполняют как предписание, как смысл своего существования, как свой жизненный код. Но если код взламывают, у представителей растительного и животного мира нет возможности уклониться, что-то исправить, они не могут обратиться напрямую к Творцу (у людей эта возможность есть, но именно поэтому люди могут и отвернуться от Творца). Так любопытно замыкается тема КТО и ЧТО, объединяя эти два вопроса в некое единство.
Уточним лишь, что человеку, чтобы понимать ЧТО на сакральном уровне, надо знать лично самого важного КТО (Христа). Вот откуда всё растёт в наши головы. Жаль, что человек портит мир, прекрасный в себе и послушный Творцу мир. Человек хочет переподчинить себе творение, взламывая коды, вложенные Творцом. Потому и важно слушать ЧТО говорится, чтобы по ЧТО определять истинный или ложный КТО говорит — это и значит «знать голос Доброго Пастыря»2.
Голос — то, что не видно, но слышно (например, голос совести в нас или песня сердца человеческого). Голос Пастыря мы знаем посредством внутреннего слышания и вслушивания в него, а не внешнего. Так слушает Слово поэт, как человек слушает голос Пастыря Христа, когда слышит его в своём сердце.
Но, если присмотреться, большинство людей совершенно утратило поэтическую способность слышания, люди отказали себе в праве слышать без обращения к авторитетам, люди не умеют и не очень-то хотят уметь слышать без толкователей, в большинстве своём они восприимчивы только к толкователям — в этом выказывается равнодушие к истине, т.е. ценится лишь обезьянье доминирование, а это — приговор в наше неприличное, полное вранья и корысти время.
* * *
Мы мыслим совестью, потому суд бессовестного - всегда неправеден, ложен, корыстен, всегда в пользу зла. Суд недостаточно совестливого человека — тоже ложен, потому суд ветхого, не преображённого во Христе человека далёк от истины.
Ветхий (самостный) человек не в состоянии различать в человеке действия природных механизмов от личностных поступков, а суду подлежат только личностные неправды. Когда же та или иная природа оказывается в травмирующих обстоятельствах, она естественным образом повреждается в соответствии с причиняемым воздействием, и эти повреждения сказываются в поведении человека (животное в нас, растение в нас — повреждаются в согласии с законами своей природы, и эти травмы, естественно, меняют человека в согласии с законами природы). Так же и личность осуществляет тот или иной выбор в травмирующих обстоятельствах, и это также сказывается в поведении человека. То и другое следует различать, и за естественное повреждение нельзя никого осуждать, т.к. природные повреждения никак не зависят от личностного начала.
Правда, порой человек в экстремальных обстоятельствах нарушает, преодолевает на краткое время законы природы — ходит на сломанных ногах, например, но требовать подобное от человека недостойно и недопустимо. Требовать от другого неприродного, надприродного поведения, требовать от другого совершения им подвига — пошло, подло и нередко преступно (подвиг на себя берёт или не берёт личность — это её право выбора). В этом смысле законы и социальные правила должны быть гуманными, т.е. не обременять человека избыточными претензиями.
Как правило, избыточные претензии к другому выказывают люди недостойные, низкие, не исполняющие даже обычного, природного. Собственно нравственность в нас развивается от любви к истине, к Богу, которая всегда сопрягается с уважением к другому, а деградация нравственности — это готовность унижать другого, не желание считаться с человеческим достоинством другого. Об этом вся русская классика, в этом главный нерв русского сострадания человеку в мире.
* * *
Душевные люди — жуткие транжиры, они растрачивают жизненные силы на пустяки, потому что у них наблюдается некоторый избыток сил. Они сильнее духовных? Нет, просто они живут в горизонтали, не тратясь на восхождение в вертикаль, которое требует больших энергозатрат. У них зачастую не хватает энергии для вертикали, потому и сидят они в горизонтали (избыток как результат недостатка — интересно получается). По этой же причине они не понимают, как дорого стоит вертикаль тем, кто в ней живёт, сколько сил нужно собрать, накопить для такого восхождения на бытийную высоту. Не ценят они по-настоящему и добытого на высоте, потому что не понимают как должно понимать3, ибо усвоить добытое в вертикали не могут (у них не хватает для этого ресурсов), не то чтобы добывать что-либо самостоятельно.
Чтобы поднять свой бытийный уровень, надо перестать размениваться по мелочам. Наш интерес ко всякой чепухе — это распыление сил, растрата, которая не приносит Богу в нас прибыли.
* * *
Чтобы понимать, ЧТО сказано, надо понимать кем сказано — КТО сказал, только не в смысле статуса говорящего, а в смысле его сущности, в смысле энергии, на которой он работает. Так как верно «прочитать послание» можно только той же энергией, которой оно «написано».
* * *
Живая мысль — не точка, а многоточие... Она приглашает к диалогу (не в смысле поболтать с пустотой, а в смысле помыслить сообща, включиться в поток, приложить свои усилия в этом направлении), втягивает в процесс, в динамику. Мысль не заканчивает, а зачинает личное движение. Подлинная мысль — зачинает жизнь, зачинает мысль как жизнь.
Подлинная мысль — это всегда открытое окно, воздух. Кто закрывает окна (свои или чужие), тот хочет лишить (себя или другого/других) способности мыслить.
Голос Пастыря — это живая мысль в моём сердце. Она ЧТО, а не КТО, но только она видит, знает, понимает и узнаёт Бога, т.е. видит КТО.
---
1 Аллюзия на «Поэт – издалека заводит речь./Поэта – далеко заводит речь» М.Цветаевой;
2 «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин.10; 1-5);
3 «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?» (1 Кор.2:14-16).
1-2-3 мая 2020
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий