На последней глубине

Автор
Артём Перлик
Худ. Антон Овсяников
Худ. Антон Овсяников

В каждой науке и в каждом деле, от священства до кулинарии и от садоводства до волонтерства, нужен настоящий поэт, иначе люди очень быстро перестанут понимать, для чего они вообще трудятся, потому что перестанут видеть, как их труд соединен с Богом.

В христианстве такими поэтами, раскрывающими подлинную красоту веры, всегда были старцы.

В свое время я в течение целого года волонтерствовал в одном крупном онкологическом центре и помогал людям. Я ходил от палаты к палате и говорил с ними о Боге, о Его милости и любви, и о том, что Он ждет каждого из нас. Люди откликались на эти беседы, и я заметил, что большинство из них здесь, в этой сложной ситуации, оглядываясь на прожитые годы с удивлением видело, что Господь приходил на помощь и откликался, даже если люди почти совсем или вовсе не думали о Нём.

И тогда я понял, что если бы все живущие на земле рассказали, как им помог Господь, то образовалась бы такая гора доказательств реальности мира духовного, под которой был погребен всякий скепсис. И с тех пор стал собирать истории о чудесной помощи Божией и о людях, которые Его встретили на своем пути. Ведь большинство таких историй впоследствии забывается, и очевидцы уже через несколько лет не могут вспомнить большую часть того, что с ними было. Потому им так необходим летописец и поэт.

В Таганрогском храме, где покоятся мощи святого Павла Таганрогского, я 13 ноября 2018 г. спросил одну добрую служительницу этой церкви, знает ли она случаи, когда святой Павел помогал по молитвам в наши дни. Женщина ответила, что таких случаев много и привела два следующих:

1. Когда она ещё не думала о Боге и не ходила в храм, в её жизни случилось испытание – тяжелая миома. Подруга посоветовала ей попросить молитвенной помощи у святого Павла. Она не слишком поверила, что чудо может произойти, но пришла к мощам святого и помолилась. А наутро проснулась совершенно здоровой.

2. В благодарность Богу и святому за исцеление она пришла работать в этот храм и часто обращалась за помощью к святому. Как-то у них не оказалось тряпок для натирания подсвечников.

– Я попрошу старца Павла, – сказала она другим служительницам.
Те удивились, что о такой мелочи можно просить, но молитва исполнилась и через полчаса некая женщина принесла в храм целый кулёк тряпок для протирки всего на свете…

Но при этом женщина заметила, что хотя случаев помощи по молитвам к святому Павлу она знала много, но почти всё уже позабыла, а записей тут никто не ведёт.

Между тем эти записи могли бы стать подлинной драгоценностью для ищущих Встречи и укрепления на пути к Небу.

А это слишком важно – знать, что Господь услышит тебя. Приведу об этом ещё одну историю.

Наталья З., моя добрая знакомая, стала помогать своему священнику в одном из детских интернатов для детей. Они открыли там молитвенную комнату, и на первую встречу с православными в числе прочих детей пришла девочка лет 14, тотчас спросив:

– А что Вы тут будете делать?
– Много всего, – отвечала Наталья.
– И молитвам нас будете учить?
– Да.
– А всем молитвам?
– Только основным, – сказала Наталья, но зато я скажу Вам, где найти все другие молитвы.
– А Вы дадите мне такую молитву, чтобы меня усыновили? А то мою подругу забрали в семью, а я никому не нравлюсь…

Наталья расспросила персонал интерната о девочке и узнала, что у той ВИЧ-инфекция, поэтому её никто не берёт. Но девочка хотела молитву, и Наталья научила её просить Бога, хотя очень мучилась в этот момент, так как весь её жизненный опыт говорил, что таких чудес не бывает…

Девочка целый год старательно посещала молитвенную комнату в интернате и просила Бога. Так прошло 12 месяцев, и однажды Наталья встретила девочку в коридоре. Завидев Наталью девочка закричала: «Бог услышал! Бог помог! Меня берут!!!» И действительно, очень скоро девочку забрала к себе семейная пара верующих американцев, которые хотели послужить Богу своей родительской заботой о подобном ребёнке…

Христос никогда не подводит надеющихся на Него, хотя всем вокруг будет казаться, что здесь, «вот в таких обстоятельствах», никогда не может быть счастья. Но если мы имеем мужество Его звать и довериться Ему, то тогда узнаём, что Он – всегда победитель и всюду – Бог хороших концов!

Таково христианство – оно открывает нам нашу драгоценность, а когда мы знаем, что Господь верит в нас и доверяет нам, тогда начинаем стремиться к свету и хотим умножать добро, чтобы отблагодарить Его.

Для того чтоб понять, для чего нужно христианство, мы должны обязательно увидеть тех, на чьих лицах заметен небесный свет. Слишком многие называют себя христианами, и слишком мало тех, кто понимает христианство так, как его проповедовали апостолы и несли святые. Франциск Сальский говорил, что Евангелие – это ноты, а жизнь святых и праведников есть великая музыка, исполненная по этим нотам. И пока не услышим Баха и Моцарта, мы не поймем, для чего в мире существует музыка. Ведь неглупые же популярные мелодии и рингтоны откроют нам это.

Старцы и поэты, и вообще все, причастные к свету Господню, –  без них мы бы никогда не узнали, для чего Бог вообще нас сотворил людьми.

Когда встречаешь христианство в подлинном смысле этого слова, то не можешь не очароваться тем, что видишь. Вспоминаю игуменью Мариам из греческого монастыря Караискаки, находящегося под окормлением старца Дионисия Каламбокаса. Эта удивительная игуменья постоянно горит желанием помочь всякому, кого только встретит. Когда мы бывали в этой обители, она сама выносила нам пледы, чтоб мы погрелись, у нее находилось для нас кофе, и время, и добрые пожелания, и светлая улыбка, и радость о том, что мы есть.

Так же и всякая монахиня из этой обители была рада оставить любое свое дело, чтобы помочь нам или ответить на наш вопрос.

Обедали мы все за общим столом: монахини, гости и даже сам старец. Я видел, как в монастырь пришла очень бедная семья из соседней деревни: отец, мать и очень много детей. Всех их посадили за общий стол, всем дали ту же еду, которая была у игуменьи, и монахинь. Им и всем нам словно хотели сказать: ты дитя царское, ты драгоценность Господня!

Точно так же, кстати, поступал и другой старец – Гавриил Стародуб. Этот светлый подвижник после каждой Литургии устраивал общую трапезу, где и он сам, и всякий последний нищий получали одинаковое угощение.

В Караискаки гостям не дают послушаний: ходите на службы, готовьтесь к встрече со старцем, смотрите на окружающий мир.

Студентки, с которыми я ездил в это путешествие, буквально выпрашивали у монахинь разрешения сделать хоть что-нибудь для монастыря. А мне и вовсе не давали никакой работы. Вы поэт, вы должны умножать красоту – в этом ваше драгоценное послушание – вот таким было отношение сестер ко мне. И где еще можно встретить подобное? Только там, где вправду цветёт христианство.

А как удивительно и с каким необыкновенным вниманием старец Дионисий Каламбокас слушал мои стихи! На середине чтения в келью старца вошли две монахини, и  он тотчас попросил их ничего не говорить, а только слушать.

Немногие из людей понимают так же, как старец, что прервать стихи столь же невозможно, как и прервать молитву.  Мало кто умеет так предстоять красоте.

А я читал строку за строкой и удивлялся: передо мной сидел и меня слушал высокий эльфийский король, который как никто ощущает значение в этом мире высоких строк.

Корней Чуковский говорил, что прервать стихи можно, только если в доме пожар. А старец был из тех, кто не прервал бы их никогда. Очень немногие в нашем мире понимают такие вещи. И очень немногие знают, для чего на земле существует поэзия и куда умеет привести слушателей поэт. 

Старец – тот, кто умеет принести Бога в жизни окружающих его людей. Это самая драгоценная из его способностей, благодаря которой все другие видят, что мир есть Господня сказка со счастливым концом.

Старцы, светлые друзья, сказочники и поэты – это, как писал Йейтс, «учителя пения моей души».

В этом роль причастных к свету – они окрыляют нас в настоящесть, они вдохновляют нас перед Богом умножать постоянно свет и добро.

И везде, куда приходит Христос, он приносит исцеление сердцам и судьбам, как писал об этом пророк Малахия: «над миром взошло солнце правды и исцеление в лучах его» (Мал. 4:2).

Людмила, посещающая храм одного украинского города, посылала письмо старцу Дионисию Каламбокасу в Грецию о своём тяжело и долго болеющем сыне. Через две недели после получения письма сын резко пошел на поправку. Они живут весьма бедно, и неожиданно им подарили путёвку в санаторий для улучшения здоровья сына.

Евгения, сорокалетняя женщина из города N, пришла к вере в тридцатилетнем возрасте, после того как пережила подряд две автомобильные катастрофы и выжила, не получив травм. Конечно, вера её была слаба и в храм Евгения не ходила. Однажды утром проснувшись на рассвете она услышала в своём сердце слова: «Я каждому стучу в сердце, а Меня не слышат». Голос был тих и нежен, и становилось ясно, что это Христос. Она тотчас пошла в храм и спросила священника, почему Христос стучит в сердце, а не в душу. С тех пор в течение десяти лет церковной жизни она укреплялась этими словами в желании ходить в храм и жить по Богу. Эту историю она рассказала мне 8 сентября 2012 года.

Но, как писал святой Паисий Афонский, прежде чем нам помочь, Бог ждёт от нас некого доброго решения, некого подвига, который мы предпринимаем ещё до того, как узнаём, что помощь придёт.

Приведу об этом такую историю.

Лариса Шпакова рассказала, что её дедушка раньше всю ночь просыпался и просил ему спину потереть. Лариса очень раздражалась на эти просьбы, так как буквально ни в одну ночь не могла выспаться. Она исповедалась батюшке Митрофану, и тот сказал смиряться и воспринимать всё как есть. Ее вначале возмутили эти слова, но потом ей пришла светлая и чистая мысль: «Я ведь всё равно встаю ночью и помогаю дедушке, зачем же я ропщу, буду без ропота всё делать». И с тех пор она всего ещё несколько ночей вставала, а потом дедушка перестал её звать, так как больше не просыпался по ночам. И проблема была решена, но этому предшествовал добрый труд этой девушки.

Паисий Афонский говорил, что в любой ситуации самую реальную помощь нам даёт молитва. Если человек не верит, то он может и об этом Христу сказать: «Господи, я не верю, помоги мне верить и помоги мне».

Бог есть любовь, а любовь не может попустить зла любимому. Если человек осознает это, станет молиться Богу и ждать Его помощи – помощь придёт. Важны доверие, молитва и стремление человека к настоящести и доброте.

Одной моей подруге после смерти бабушки осталась квартира. Но жить там подруга не могла, так как жилье было не выкуплено. Так тянулось несколько лет. В конце концов её родители сказали, что продадут квартиру, так как возможностей выкупить больше нет. Она огорчилась, ведь это был её последний шанс в бытовом смысле наладить жизнь. Тогда она сказала: «Как  Ты хочешь, Господи, так пусть и будет. Я доверяюсь Тебе». И совершенно неожиданным образом после этих слов деньги на выкуп нашлись.

В нашей жизни иногда случаются кризисные ситуации: болезнь, увольнение, финансовые потери. Можно ли сказать, что все это испытания, посланные Господом?

Я бы сказал, что в сказке нашей жизни есть испытания. А когда посреди сказки мы встречаем дракона, он будет повержен в конце.

Бог стремится нам помочь,
Наши скорби гонит прочь,
А пока их не прогонит,
Он и Сам от скорби стонет.

Так писал английский поэт Уильям Блейк.

Ведь у Бога ничего не может окончиться плохо, тем более жизни драгоценных и любимых Его детей.

* * *

На вопросы о старчестве отвечает Артём Перлик

– Давайте, прежде всего, разберемся, кто же такой старец?

– Старец – это человек освящённый, настолько полно живущий по воле Господа, что и людям помогает войти в эту волю, приобщиться к радости.
В старце Дионисии Каламбокасе, например, поражает его погруженность в бытие. Он всегда на последней глубине, он ни в чём не скользит по поверхности. Ему постоянно есть до вас дело, и никакая мелочь в вашей жизни не кажется маловажной ни ему, ни Богу. Быть со старцем – это попасть в поэзию, в сказку, оказаться в атмосфере чуда и ощутить всю жизнь как непрекращающуюся чудесность. Богу есть дело до всего в нашей жизни. По слову Симеона Нового Богослова, «не таится от Него ни капля слёзная, ни этой капли часть некая». Старец и нас вводит в эту атмосферу нужности. Мы вдруг начинаем понимать, что для Бога мы – значимы, что для Него мы не чудовища, не сборище грешников, но планета дорогих его сердцу детей. Ведь только ощутив собственную нужность можно начать жить и творить добро.

– В чем различие старчества и младостарчества?

Младостарец – это человек, не имеющий духовных дарований и благодати, но изображающий из себя святого. Такой человек приводит людей не ко Христу, а к себе. Его деятельность строится на авторитете и силе, он не уважает свободу доверившихся ему людей. В противоположность младостарцу настоящий старец старается, чтобы каждый человек вырос таким, каким его задумал Господь.
Помню, когда я наблюдал, как принимает людей старец Дионисий, то поражала его мягкость. В его лице Сам Господь сходил к страдающему человеку и кротко помогал распутывать сложные жизненные ситуации. Некая мама пришла с жалобой на своего взрослого сына, и старец, выслушав, спросил её: «А чего бы Вы сами хотели? Чего Ваше материнское сердце желает?». С каждым старец Дионисий говорит как с равным, несмотря на свою всемирную известность. Приехав к нему в монастырь я целую неделю ожидал его возвращения в обитель (он отсутствовал по делам духовного окормления людей).  Первыми его словами ко мне были: «Прошу у Вас прощения, что заставил Вас волноваться, что я не приеду». Постоянное участливое вежливое отношение – вот почерк настоящего старца. При этом вы явно ощущаете, что нужны до последнего предела. Чего стоит хотя бы тот эпизод, когда я передал ему несколько сотен имён из разных мест на поминовение. Осознавая, что даже физически 500 человек помянуть трудно, я просил старца хотя бы помолиться о них в целом. На что Дионисий ответил: «Передайте каждому писавшему поминальную записку поимённо, что я буду всегда молиться о них и их имена до скончания века будут поминаться в монастыре». Даже просто услышать слышать такое – это чудо.

– Сейчас множество людей, чтобы разрешить проблемы, получить ответы на свои вопросы, начинают искать прозорливых старцев и готовы ехать к ним на край света. Но ведь почти у каждого есть духовник, и он может дать совет и помолиться о человеке. Зачем же тогда нужны старцы?

– Чтобы понять, как говорит освящённый человек, старец, нужно обратить внимание на то, как говорит Христос в Евангелии. Там, где люди, следуя логике своекорыстия и личной выгоды, логике греха, видят только такие пути разрешения трудности, которые умножают зло, Христос выводит слушающих на новый уровень понимания проблемы, небесный. Так говорят и старцы. Они, подобно великим поэтам, помогают людской перемене ума, когда слушатель начинает желать и искать высоты.

Так, одна молодая девушка рассказывала, что у неё был долгий конфликт с матерью. Та проклинала семейную пару и терпеть не могла свою дочь, будучи не в состоянии простить, что та вышла замуж против её воли. Старец Дионисий Каламбокас, узнав об этом многолетнем конфликте, сказал только: «Поцелуйте руку Вашей мамы». Девушка была в недоумении, как это сделать, ведь мама не пускала её в свой дом. И вдруг девушке позвонили и сказали, что у мамы сердечный приступ. Она тотчас отправилась в больницу, где и произошло примирение. Мама смягчилась и приняла дочь в своё сердце.

Свет распространяет вокруг себя свет, и любовь возжигает любовь. Чудесны старцы, чудесны и их прилежные ученики. Однажды я сидел в храмовом дворе с добрейшим и светлым священником, который является учеником старца Дионисия. Неожиданно посреди разговора на мой мобильный телефон пришло электронное сообщение. Один прихожанин, ехавший в это время на море, написал: «Я так скучаю по Вам и по батюшке, что просто еду и плачу». Я показал сообщение священнику. Тот тотчас перекрестил телефон, поцеловал экран, где располагался текст сообщения, и сказал: «Передайте этому прихожанину мою любовь». Больше ничего не нужно было говорить, и так, в тишине, на земле совершилась ещё одна красота.

В Писании есть слова: «Не говори: “отчего это прежние дни были лучше нынешних?”, потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Еккл. 7:10). Рядом со старцем ты вдруг начинаешь понимать, что на всякий день Господь равно изливает Свою любовь, а поэтому жить на земле хорошо и светло, и никто не может помешать этому.

Старец – это подвижник, который являет, что Небо живо и мир есть высокая, совершающаяся на земле сказка. Если о Боге может рассказать любой христианин, то явить Бога способен только живущий Христом. Но старец не просто являет Христа, он делает своих учеников такими, что и через них начинает сиять благодать Господня. Такой ученик постепенно становится маленьким солнышком для других. Он разливает вокруг себя лучи благодатной жизни, и рядом с ним необыкновенно тепло. По мысли старца Дионисия, все стараются занять место вокруг такого духовного сына.

У старца Эмилиана Вафидиса есть слова о том, что монахи не гнушаются миром, но тянут его на своих плечах в Царство Небесное. И подвижники, и старцы. Их главное отличие – это христообразная любовь, которой Христос касается сердца человека. Это и есть касание Неба, когда вдруг человек начинает ощущать, что любим.

Если всю жизнь слушать популярные песни по телевизору, то о поэзии создаётся определённое впечатление. Но если вы вдруг прочтёте классику: Роберта Фроста, Эмили Дикинсон, Николая Гумилёва, Уильяма Шекспира – то поэзия откроет вам Небо. Что-то подобное происходит и во время встречи со старцем: человек бывает поражен тем, что ему открылось. Ведь очень многие даже в Церкви живут теплохладно, не имея личного чувства Бога, не зная на вкус благодати. И тут Бог открывается в Своём величии, в Своей радости. Это зажигает сердце стремлением к Господу. Это вселяет уверенность, что ты всегда нужен Богу, а потому всё ещё можешь стать праведным. И жажда Бога уже родит новый подвиг.

– Расскажите о старце Гаврииле Стародубе.

– Как-то раз меня выгнали из дома. Я попросил друга священника побыть в его храме. Приехал, спустился в помещение воскресной школы и, чтобы не терять время на грусть, занялся работой над текстами. А напротив меня на стене висели два портрета старцев: Гавриила Стародуба и Паисия Афонского. И внезапно, хотя боль не исчезла, меня наполнило чувство, которое было превыше боли и всех обстоятельств. Я увидел, что Господь и Его святые со мной. А потому свет в этом мире не может быть уничтожен, хотя это и не отменяет подвига преодоления трудностей. Свет как луч проник в моё сердце. Это был свет сказки, свет чуда, где вся моя жизнь до последней минуты ненапрасна и значима, где Господь имеет Свой план относительно всего того, что со мной происходит. А значит, жизнь дана нам не для уныния, но для служения и радости. Уже через минуту мне позвонил грустный друг, и я знал, какими словами его утешить. Он приехал ко мне в этот храм, и я гулял с ним и радовал его. А тем же вечером мне разрешили вернуться домой... 

Святой Феофан Затворник одной мамочке, которая волнуется, что много времени проводит с ребёнком вместо того, чтоб молиться, говорит: «Господь любит, когда Его дети говорят с Ним, но не менее Он любит и когда один из его детей присматривает за другим». Этот совет одновременно соприроден душе, задавшей вопрос, и возводит на высоту понимания, избавляя от ненужного волнения и тревоги.

Такие ответы давал на вопросы и старец Гавриил – он помогал в любой ситуации смотреть на происходящее с Неба и мыслить правильно. Ведь мы больше всего страдаем от ложных мыслей, и настоящий наставник помогает распутать весь этот сложный клубок человеческих фобий, страхов, противоречий, страстей. Он расчищает завалы нашей души, чтобы Дух Святой мог обитать в нас. Конечно, это медленный процесс. Однажды старец Дионисий спросил некую девушку, хочет ли она стать обителью Господа? «А это трудно?» – поинтересовалась та. «Да, – ответил старец, – но очень сладко». В этом похожи все старцы и даже все подвижники и подвижницы: они дарят нам Христа, а с Ним сладко и хорошо жить на свете.

– Чем запомнился старец Дионисий Каламбокас?

– Людям часто кажется, что смирение состоит в том, чтобы человек ругал себя и отрицал в себе те дары, которыми Господь его наградил. Так, Уильям Шекспир, по их мнению, должен был бы считать себя никудышным поэтом, Василий Муравьёв (Серафим Вырицкий) – неумелым купцом, Билл Гейтс – плохим программистом, Лив Тайлер – не слишком красивой, а оптинские старцы — неумелыми духовниками.

Между тем как смирение состоит в том, чтобы быть благодарным Господу за те дары, которые Он дарит нам, и, осознавая свою неповторимость и уникальность в себе Образа Божьего, при этом понимать, что всякий дар приходит от Бога и без Его благодати невозможно умножать красоту.

Старец Дионисий помогает людям раскрыться в глубине и полноте образа Божьего, Христова замысла о них, чтобы человек осознал себя, свои дары и то, чем и как он может послужить Христу, умножить на земле и в себе красоту, увидеть землю в лучах благодати Господней, обратить взор к себе и понять своё место и назначение в великом сюжете, который ткёт Господь. Эту задачу облегчает нам старец.

Старец – это проводник ко Христу, путеводитель к Нему.

Каждый приходящий к старцу Дионисию может быть благодарен ему за открытие: Христос верит в нас, верит в нашу возможность стать праведными и светлыми. Христос доверил нам жизнь, чтобы мы стали прекрасными и умножили в бытии красоту, и здесь, и после всеобщего воскрешения. Ведь это назначение человека – всё больше приобщаться к Троице и светить всем вокруг. Но в то же время эта вера Бога в человека для большинства людей – совершенная неожиданность. Даже мы, христиане, не осознаём вполне, что Господь всегда на нашей стороне, что Он хочет спасти нас и ввести в радость. И это не просто слова, но желание Великого Бога. Всё это старец показывает на уровне сердечного постижения, когда мир открывается тебе именно так, когда ты осознаёшь  великое значение себя и каждого брата и сестры перед Богом. А эта всеобщая красота и рождает смирение души, ведь когда благодать приходит, то тебе становится радостно видеть всех лучшими, чем ты сам. И это видение людей и бытия нельзя назвать иначе, как счастьем.

Вспоминая старца Дионсия Каламбокаса (как и вообще старцев Святой Православной Церкви), хочется остановиться вот на чём.

Есть две вещи, которые явно ощущаешь, когда приходишь к старцу. Первая – Бог есть, ты Ему всё это время был нужен. А вторая – это глубочайшая нежность родства, которую ощущает твоё сердце как исходящее от старца к тебе. Это – любовь с первого взгляда. Это материализация слов апостола: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью».

Сам тон наставлений старца не наставителен. Это тон всезнающей мамы, которая учит своих маленьких детей. И ты вдруг понимаешь: что бы ты ни сделал, Христос не способен тебя бросить, как бы ты ни жил, Он будет с тобой. Тогда ты доверяешься Христу и душой понимаешь, что такого Бога нельзя подвести, просто невозможно, что на такую любовь можно отвечать только любовью. И ты доверительно ступаешь в объятия Христовы, а старец стои́т рядом и радуется, что ещё один человек вернулся к Богу своей любви.

– Что известно о  старце Эмилиане Вафидисе – духовном наставнике старца Дионисия?

– Последние годы старец находится в коме, изредка приходя в сознание и говоря что-то важное кому-либо из духовных детей. За много лет до болезни он говорил: «Я буду с вами, и меня не будет с вами». И только когда пришла болезнь, стало ясно, что он имел в виду.
За свою долгую подвижническую жизнь старец Эмилиан помог многим людям и написал несколько книг о духовной жизни.

Встречи с ним показывают людям, что мир, в котором мы живём, хороший, светлый и добрый. Этот мир пронизан Господом и лучится Небом. Но чтобы это видеть, нужно иметь в себе Христа. По мере этого приобретения мы будем видеть землю как чудо, как сказку, как Литургию. Этим светлым взглядом старец Эмилиан вдохновляет жить и радоваться тех, кто к нему приходил. Слушатели понимают, что именно светлый взгляд адекватен бытию.

По мере приближения человека к Богу мир в его сердце утрачивает различение на своих и чужих. Люди удивляются: «Зачем служителю Божию наши проблемы?». А они для него куда важнее его собственных. И даже если Ангел предстанет сейчас перед ним и предложит на выбор решение собственной сложной проблемы служителя Божьего или проблемы другого человека, он без колебаний выберет проблему чужую. А Господь, видя такой его настрой, умилостивляется и решает проблемы тех, кто доверил свою боль человеку Божьему.

Приведу слова иеромонаха Макария Симонопетрского: «Старец Эмилиан Вафидис говорит: ‟наставник не идёт перед учеником, – он идёт позади, поддерживая его. Я помогаю, но инициатива за тобойˮ. Когда я только пришел в монастырь, я спросил старца, как мне лучше молится, в какое время, в каком порядке и прочее. Он сказал: ‟Как хочешьˮ. Когда же Макарий сказал, что хотел бы молиться по послушанию, старец ответил: ‟Пока молись как хочешь, а там посмотримˮ». И монах в этих словах старца ощутил, сколько свободы и уважения Христос дарует человеку. Старец всегда направляет не как пастух, который кнутом гонит корову, но как садовник, помогающий яблоне вырасти плодоносной.

– Зачем современному человеку нужно обращаться к старцам и где их можно найти?

– Древний подвижник сказал, что духовного человека мы узнаём по той атмосфере, которая ему сопутствует. Христос называет Святого Духа Утешителем. А потому отличительная черта Господних праведников – рядом с ними в души людей приходят мир, тишина мыслей и уверенность, что Господь никому не допустит плохого.

Этот мир Духа Святого сполна передаётся и через молитву к ним, и слова подвижников, и даже через их фотографии.

Одно присутствие такой фотографии в комнате несёт тишину и радость всем, кто там обитает.

Игнатий Брянчанинов в рассуждении о чтении пишет, что беседа с учёным приносит много сведений, с поэтом – светлых и высоких мыслей и чувств, а беседа со святыми сообщает святость.

Когда читаешь таких небесноликих подвижников, как старец Фаддей Витовницкий, или Паисий Афонский, или Порфирий Кавсокаливит, то душа вся раскрывается к Небу и сердце сожалеет обо всём, что противно любви Господней, а ум, услаждённый пережитым, говорит, что с этого дня непременно будешь жить по-другому.

Таково воздействие на душу святого автора, человека, который научился в каждом разглядеть бога после Бога.

Одна из важнейших задач духовника наставника в том, чтобы помочь человеку думать правильно и не мучиться по поводу ложных, смущающих душу мыслей.

Когда люди приходили к святому Алексею Мечёву, он спрашивал их не «Как веруешь?», а «Где у тебя болит?». И тогда, видя необыкновенную любовь старца к ним, люди сами стремились верить правильно.

pravlife.org

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

4

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.