Как противодействовать системному обесчеловечиванию? Поддерживать друг в друге человечность - всеми доступными способами. Не абстрактно, в душе или голове, а практически, делом. Надо дарить друг другу прекрасное, втягивать друг друга в красоту. Дарить друг другу не внешнюю только видимость улыбки, а сердечность (она прорастает в сердцах). Дарить цветы, конфеты - не в качестве взятки, а в качестве благодарности за человечность. Рублём и делом поддерживать жизнеутверждающие проекты - не надо ждать, что это сделают другие. Другие - ломают, а не строят. Удерживать ценное для нас надо нам самим - уже хотя бы для того, чтобы когда всё рухнет, знать, что я сделал всё, что мог, чтобы прекрасное было в нашей жизни. Мотивировать себя к подобному мышлению и деланию можно только пониманием, осознанием того, что прекрасному в нашей жизни уже не остаётся места. Прекрасное изгоняется. Именно потому, что оно делает нас прекрасными. Прекрасные - непобедимы, отсюда столько похабщины вокруг. И тут мало возмущаться, мало хотеть и мечтать, надо действовать. Желательно, чтобы это было не разовым актом, а системным отношением к другому. Тогда низкое не будет так легко приживаться на нашей социальной почве.
Прекрасные - непобедимы, если нас побеждают, значит мы перестали быть прекрасными.
* * *
Человек никогда не был настолько неприроден и бесчеловечен, как сегодня. Не мерзавец и бандит, а обычный, нормальный человек стал страшен и не видит этого в себе. Человек заблудился, потерялся в своих ошибочных представлениях.
Общая конструкция, которая и приведёт в царство Антихриста, во многом уже построена и работает в людях. Это - система, а системное воздействует на частное, личное. Вписанные в систему люди уподобляются ей.
Даже хорошие социальные люди, встроенные в нехорошие социальные отношения, лишаются возможности быть хорошими и, по мере своего функционирования в недоброй системе, перестают быть хорошими, втягиваясь в нехорошесть посредством системного взаимодействия с другими внутри системы. Человеки пока есть, конечно, как исключение, но в них надо ещё включить режим человечности. Если не включить, человек не появится, отношения пройдут по обычной теперь схеме, в которой человечность неприлично избыточна.
* * *
Человек - это по сути системное явление, он складывается как система реакций на запросы системы в процессе которых обнаруживается сокрытое (неявленное) в нём содержание. Вопрошание человека во мне, обращение к человеку во мне создаёт меня человечного. Вопрошание меня как зверя, обращение ко мне как к зверю, создаёт меня зверя... Сопротивляться этому можно только до поры - очень краткий промежуток времени. И ещё смотря какой интенсивности запрос - просто вопрошание, стимулирование или системное давление.
* * *
Любить другого и любить другого в себе - не одно и то же. Закрытость перед инаковостью другого - это запрет своего развития в ином. Через инаковость другого можно стать шире, больше и счастливее. Или наоборот, уподобиться палачу, казня и другого, и себя.
* * *
Надо искать друг в друге подлинное, реальное, и прислушиваться к нему, а не к тому, что мешает его слышать. Мы стали вместо песни сердца другого слушать шум - и свой, и другого. Мы вошли в зону шума, боясь шума, пытаясь убежать от него. Мы убиваем друг друга из страха за себя, пытаясь избежать злого, сами же творим злое.
* * *
Безкультурность, бескультурность и внекультурность - тоже разновидности культуры. Человек - это культурное животное, способное изменять, развивать свою природу культурными актами. Развивать в любую сторону - не обязательно в хорошую, полезную для себя.
Именно поэтому другость другого в человеках несравнимо больше разнится, чем у животных - человек посредством культуры изменяет свою природу. Каждый индивид - своя культура.
Природный человек - культурен, хотя бы отчасти; культура входит в природу человека. А внеприродный?
Выход из своей природы кажется в принципе невозможным, однако это не совсем так. Разумеется, человек как живое существо, живёт в рамках своей природы. Однако через культуру он может приобщаться к любой другой природе, в том числе чуждой себе - сатанинской. Само слово «обесчеловечивание» свидетельствует о выходе за пределы человечности. Стоит увидеть обесчеловечивание именно как процесс (и акт) выхода из своей природы - посредством культурного приобщения к чуждому.
Чуждое - не соответствующее программам конструктивного развития своей природы (содействующее деградации, а не развитию).
* * *
Возможен ли духовный человек и при этом бездушный? Благодатный, в Боге духовный — невозможен вне душевности, а демонический, т.е. духовный в сатанинской системе координат - возможен, ибо там практикуется насилие над личностью. Именно в сатанинской системе личность вообще может быть выключена — чисто технически, ради пользования человеком как предметом.
Цветаевское «Если что-то болит — молчи, иначе ударят именно туда» я бы поставила эпиграфом к нашему времени. Болит — душа, и сейчас старательно ищется в человеке это самое живое место. Именно так, по Цветаевой (природе её совет не помог), вычленяется главное, чтобы удобнее было ударить по главному.
А что в нас главное? То, что хранит человечность — она нынче не в цене, мешает превратить человека в предмет произвольных манипуляций.
Если вас трамвай задавит,
вы конечно вскрикнете,
раз задавит, два задавит,
а потом привыкнете.
(Из детского фольклора 70-х годов).
* * *
Убить прекрасное можно, а победить нельзя. Если нас побеждают, значит, мы перестали быть прекрасными... («Красота — страшная сила!»)
Русофобия — не страх перед русскими, а как раз, наоборот, его отсутствие. Русофобия — это неуважение к противнику, который беззащитен. Русские люди привыкли к пространству, в котором живут социально окультуренные люди, потому неверно переводят некоторые западные понятия. Западный цивилизационный код не совпадает с русским в понимании человека: там доминирует биологический взгляд, а в животном мире первично доминирование — чтобы уважали, должны бояться, и если нет страха — не будет и уважения.
Кстати, именно поэтому «русский бунт — бессмысленный и беспощадный»: мы всегда не готовы к человеческой дикости и думаем о себе и о других лучше, чем есть, потому что то, другое, которое мы знаем и ожидаем (часто неправомочно), редко бывает реализовано.
* * *
Когда мы судим о человеке по внешности, мы, скорее, даём оценку его парикмахеру, портному, повару, даём оценку его благосостоянию и благополучию, потому что они всецело отражаются на внешности. А святость, к примеру, во внешности не отражается в том виде и месте, куда обычно смотрят оценщики. Святость вообще внешне не видна, кроме как святому оку. Чтобы извне суметь обнаружить красивую душу в другом, надо самому её иметь. Чтобы видеть внутреннюю красоту другого, надо самому быть внутренне красивым. Сейчас, видимо, внушают людям другое.
* * *
Постчеловек - это будет человек, лишённый не только подобия, утраченного в грехопадении, но и образа Божия. И в этом смысле постмодерн - антирусская эпоха, потому что русская идея в том и заключается, чтобы охранять в человеке человека и все пути человека к человечному в нём. Человечный человек - прекрасен, потому что человеческое в человеке - путь к Богу...
* * *
В человеке остаётся действующим только то, что в нём работает, чем он пользуется в своей жизни, что в нём актуализировано. Не действующее - т.е. ненужное - отваливается: хвост это, совесть или душа в данном случае неважно (принцип экономии энергии срабатывает). Если человек перестаёт слушаться голоса совести (значит он утратил в ней необходимость), совесть в нём умолкает. То же самое следует понимать и о душе: если человек перестанет ею пользоваться, программа по имени душа свернётся и перестанет функционировать. Останется лишь та её часть, которая обеспечивает жизнь тела и только в той мере, которая будет бытийно актуализирована.
* * *
Высокое бывает разным, не только подлинным и неподлинным, но даже подлинное высокое - разное. Одни до своего высокого дотягиваются, другие допрыгивают, третьи долетают, а четвёртые - просто там живут. И всё это разное высокое, людям с таким разным высоким может быть трудно договориться о высоком - именно потому, что оно у них разное.
И чем дальше человек от того своего высокого, где живут, чем меньше в нём этого самого высокого, тем более он склонен отрицать другое высокое.
* * *
Судить и отрицать высокое другого - это отрицать своё высокое. Высокое неподсудно, его не судят - им и в нём живут.
Наше высокое нас хранит.
* * *
Если в этом высоком жить нельзя, значит это ненастоящее высокое.
7 августа 2018; 7-6-9-15 ноября 2019, 5-6 июля 2020
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий