Иногда человек думает: вот тут поступлюсь принципами, согнусь, пригнусь, «прогнусь» под что-нибудь нехорошее, недостойное, но временно, конечно. А потом... И допускает большую ошибку. Делая выбор, человек создаёт точку во внутреннем пространстве, вокруг которой отныне формируется и его личность, и его судьба. Выбор меняет траекторию его пути, мышления, развития. И вырулить назад из образовавшейся кривизны будет гораздо труднее, чем не кривить изначально и оставаться верным настоящим ценностям.
* * *
Главную движущую силу человека легче всего обнаружить в трудной ситуации. Именно потому, что он всецело ей подчинится. Так тщеславный человек пожертвует всем, кроме статусного. И никакой страх Божий (страх оскорбить прекрасное) не ему станет помехой. Главная страсть человека ведёт его в кризисных обстоятельствах, и блажен тот, чья страсть — Господь.
* * *
Судьба — это путь преодоления ужаса жизни, в том числе ужаса себя самого. Судьба — это комочек масла под лапами тонущей в молоке лягушки, взбитый её усилиями по преодолению неприятной ситуации.
Изгаляется каждый, как может, опираясь при этом на свои сильные стороны. Кто чем силён, тем и дерётся в драке, а силён, как правило, дарами — тем, что само пришло. Однако ценно в человеке не то, что далось ему даром, а то, что он добыл сам — в сражении с собой за себя и против себя (с собой данным за себя заданного — дары даются под реализацию заданного).
Однако вариантов возможного великое множество, один и тот же человек мог бы иметь разные судьбы, сделай он чуток иной выбор шаг, два шага назад. Если он свободен в своём выборе, если движется своей волей, он уже творит себя и судьбу, которая его создаёт, раскрывая заложенные в нём способности через преодоление ужаса.
Судьба — не просто пассивное разворачивание сокрытого внутри, но разворачивание под давлением обстоятельств, разворачивание в преодолении всего, что выпадает преодолевать. Именно то, как человек преодолевает трудное и неприятное характеризует его, выдаёт, выказывает специфику даров.
Куда, в какую сторону гнётся падающий, на что опирается, чтобы не упасть, куда боится упасть, а куда не боится — всё это портрет личности.
* * *
Чтобы понять человека, надо понять в чём его сокровище, что он хранит пуще, чем всё другое. Люди делятся в зависимости от хранимых ими сокровищ. Поведение определяется тем, чем человек жертвует ради чего. И, как правило, то, что хранимо одним как высшая ценность, может быть совершенно не ценным в глазах другого, и этот другой отдаст это с лёгкостью ради сохранения чего-то более значимого в его глазах.
Мудрость — это умение выбрать правильное сокровище для своего сердца. Не надо ничего делать, надо только правильно выбрать своё сокровище — всерьёз, а не напоказ, и жизнь сама устроится надлежащим образом, создавая при этом подлинного человека — человека во Христе.
Вся проблема людей в том, что они цепляются как за нечто значимое за пустяки, бросая на произвол судьбы или недобрых людей то, что значимо на самом деле. В отношении к другим работает та же ошибочная схема — цепляние за пустяки при попрании единственно важного.
Иерархия ценностей — не субъективна, субъективное её восприятие лишь указывает на уровень развития личности.
* * *
То есть, судить о человеке надо не из своих ценностей (кстати, часто воображаемых, а не реальных, ибо себя реального мало кто знает), а из его ценностей, без их понимания представление о поступках и мотивах другого будет ошибочным.
Ценности — не пустая абстракция, они реально создают конфигурацию личностной сборки. Личность строится вокруг того или иного набора ценностей. Потому всегда важно чем жертвует личность и ради чего. Часто люди отдают золото за медный грош — так и живут.
* * *
Выбери Христа, и станешь Христовым. Оно само так станется, если всерьёз выберешь своим главным сокровищем сердца Христа.
Всякий, кто всерьёз, на самом деле (а не напоказ или в самообмане) возжелает Христа, получит Христа, ибо Он и так в каждом человеке всегда присутствует, только бесправен, не имея полномочий. Человек, как полноправный хозяин своего внутреннего дома, должен сам выбрать Христа своим Господином, и будет так — если это не игра в христианство, а подлинное христианство. Больше ничего от человека не требуется, ибо всё остальное сделает Христос в нас.
Основная трудность человека — стать хозяином себе самому, обрести свободу от греха и от других людей, которая нужна, чтобы выбрать Христа. Выбравший Христа не в свободе — выбрал Его не всерьёз, ибо пока пути его кривы, пока он раб страстям, пока он сломанный механизм, им владеет кто угодно, только не он сам, а значит и не Христос. Христос берёт в нас только то, что мы сами Ему отдали — по-настоящему, а не в грёзах. Прежде чем отдать себя Христу, надо отнять себя у греха, стать хозяином себе самому. И мы собираем себя во Христа фрагмент за фрагментом...
* * *
Направление нашей жизни во многом задаётся испугом: если чего-то сильно испугались, то либо преодолеваем свой испуг, движемся ему наперекор, либо намереваемся избежать того, чего испугались — уклониться и отклониться (убежать).
С этой точки зрения, может быть, и стоит смотреть на человека в первую очередь, чтобы понять преодолением чего или уклонением от чего является его жизнь. Тем более, что крайне малое число людей развили в себе ещё и позитивное устремление к чему-то, помимо движений против страха или от страха.
Стоит взглянуть на себя и честно ответить на вопрос: что для меня самое страшное? И станет очевидно, что траектория моего пути, жизненные привычки и пр. во многом сформированы этим страхом (страхами). Жизнь во многом — способ преодоления страхов. Или же намерение уклониться от страшного.
Счастлив, у кого есть хоть что-то ещё, кроме ужаса — например, опыт встречи с подлинной радостью, с помощью которой только и можно преодолевать свои страхования.
А тот, у кого нет страхов? Либо спит, либо грезит, либо избыточно благополучен. Ему всё кажется...
Благословен тот, кем движет единственно важный страх — страх Божий (т.е. страх оскорбить Бога и утратить право на отношения с Ним)*. Думаю, что традиция назвала это чувство страхом (Божиим) именно потому, что человек движим страхованиями, отталкивается от них, это доминирующие его двигатели по жизни.
Потому стоит приглядеться, что защищает человек в трудный для него момент? Чем и ради чего жертвует? Грех, когда большим жертвуют ради меньшего (так было с Иудой, например).
* * *
Если кот хорошо ловит мышей, мы говорим о нём «хороший кот», но это «хороший» несёт в себе не нравственный оттенок, а функциональный. Кот не становится нравственным в связи с этой своей хорошестью. Так и люди...
В нас очень много различных функциональных навыков, которыми мы владеем лучше или хуже, но не они делают человека хорошим в нравственном смысле слова.
Нравственно хорошее мы приобретаем только практикуя исполнение Заповедей. Худо-бедно, но мы всё-таки что-то пытаемся осуществить в себе, и наши усилия в этом направлении по крохам собирают в нас нравственного человека и его судьбу. Всё остальное в нас, наше обычное человеческое, относится к нравственному примерно так же, как ловля мышей котом.
А зачем нравственность? Она — основа духовности, вненравственной духовности не бывает. Приобщение к нравственному — это поэтапное приобщение к Богу, в то время как приобщение к безнравственному — обратное, т.е. постепенное приобщение к демонскому миру. С кем поведёшься, от того, как говорится, и наберёшься...
* * *
Мы идём туда, куда сердце зовёт. Бежим, летим, ползём в направлении Зова — понимаем это или нет не важно. Судьба это всегда ответ на Зов (отсюда при-звание), но он всегда преодолевает вызовы — должен преодолевать, чтобы состояться.----
* Страх Божий поглощает все другие страхования, избавляет (освобождает) от них. Отсутствие страха Божия, наоборот, ввергает человека в пучину множества страхов, делает рабом своих страхов (этим, кстати, умело пользуются политтехнологи).
Дневники 3 июля; 21 августа 2018; 17 апреля; 29 -30 октября; 16 ноября 2019
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий