Чтобы вода не была мокрой? Верность, ревность и зависть

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Практически все конфликты происходят по одной причине, которую, образно говоря, можно обозначить так: желание/требование, чтобы вода не была мокрой. Ошибочное взаимодействие! Правильно строить отношения можно только из понимания, что вода мокрая - т.е. надо строить отношения с мокрой водой, или замёрзшей, или парообразной... А огонь - горячий, и нелепо требовать, чтобы огонь стал водой или мокрым как вода. Но мы именно такого рода претензии выказываем, конфликтуя с ближними.
То же самое и на уровне межполовых отношений. Сколько претензий у мужчин к женщинам только за то, что они не мужчины, а женщины (и наоборот у женщин - к мужчинам). Природа у женщин и мужчин - разная, несмотря на то, что все мы - люди. И надо учитывать и уважать эту природную разность. Более того, разность нам дана - для счастья. Утратив внимание, понимание и уважение к различиям, мы устраняем возможные пути к счастью. Не потому ли так мало сегодня способных к семейной жизни людей?
И вот что любопытно. По факту получается, что для построения отношений надо понимать «огонь» перед тобой или «вода», т.е. алгоритмизация, унификация в в этом деле - штука очень опасная и, зачастую, тупиковая. Более того, выходит, что природе человека свойственно видеть суть вещей (как Адам в раю нарекал имена животным, видя сущность их), а нам привычнее как раз слепота. Кажется, что видеть другого (да и себя тоже как другого) невозможно. На деле всё должно быть иначе, мы призваны видеть друг друга. Бельмами на глазах лежит эгоизм, самолюбие, чванство и пр. пороки. Именно от этой слепоты исцеляет Христос, и во Христе люди становятся зрячими, пусть и не всевидящими.

* * *

Слова «верность» и «ревность» состоят из одних букв, а корень «вер» обратен корню «рев».  Язык подсказывает, что где хранят верность, там не ревнуют и не ревут, где верят, там не ревнуют. Осталось добавить, что верят во Христа, тогда и с верой друг другу, верой друг в друга проблем не бывает.
При сохранении верности ревность не возникает, если не говорить о патологиях (они есть, но редки). Как правило ревность чувствует тот, чьи границы нарушены, т.е. когда партнёр отдал постороннему то в себе, что по праву должен был отдать супругу или супруге. Половое в нас - не наше, а общее. То есть женщина в жене, как и мужчина в муже принадлежит больше другому (супругу). Но не человек! Человек принадлежит только Богу - себе он тоже не принадлежит. И ревность порождают, когда не различают в себе половое и человеческое (в том и другом ведь участвуют силы одной души, но это разные силы).

* * *

Что такое предательство? Это, прежде всего, предательство себя прекрасного. Раньше, чем предать другого (прекрасного другого - т.е. прекрасного в другом), человек предаёт прекрасного себя (прекрасное в себе). Быть прекрасным - вот главная задача и главная жажда всякого человека. Тем более это верно для женщины - от неё требуется вдвойне.

Мы должны помогать друг другу быть прекрасными, чтобы не предавать ни себя, ни другого. Тогда и поводов к предательству будет меньше.

* * *

Почему зависть незаконна? Потому что всё то, чему человек завидует, он может запросто получить, развить, приобрести - нелепо завидовать. Если же чего-то нельзя получить, то на самом деле для счастья ему это и не нужно - хватит другого, которое доступно. Человек становится счастливым от одной крупицы подлинного.
Зависть - это вместожизнь. Те, кто не живёт своей жизнью, завидуют тем, кто живёт. Либо живёшь, либо завидуешь - без вариантов. 
Откуда берётся зависть? Она - результат неверно направленного  действия (своеобразный косяк). Если человек завидует, значит он внутри стоит не в том месте, откуда можно действовать по-настоящему. Ему надо не зависть холить в себе, а провести хороший самоанализ, чтобы сместиться в правильную сторону и начать жить.
Наличие зависти - своего рода красная лампочка, сигнал неблагополучного, неверного внутреннего устроения. Чтобы её преодолеть, надо просто переместить центр своего внимания, центр своей личности в другое место внутри. Завидующий не там стоит, не туда смотрит, не тем занят и не того хочет, чего следует хотеть ему для обретения счастья. Свт. Феофан Затворник пишет: «Всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена.... И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена» (Свт. Феофан Затворник).
Счастливые -  не завидуют, и не потому, что счастливы. Наоборот, они счастливы потому, что не завидуют - зависть не мешает счастью приходить в их жизнь.

* * *

Желание всё прекрасное присвоить себе - злое желание, запрещающее радость других. Довольно с человека и дарованной ему радости. Но надо, конечно, что-то сделать для того. Не радость других запрещать, а свою взращивать. Радости других надо сорадоваться - приобщаться.
Прекрасное надо растить в себе, а зависть этому мешает. Зависть - преграда на пути прекрасного, которого жаждет завидующий. Напрашивается вопрос: а прекрасного ли хочет завистник? Или доминирования, которое ему грезится в прекрасном? Скорее - второе.
Зависть - это всегда подмена, вместодействие. Ложный путь, ложное прикладывание сил и чувств. Путь в ад на самом деле, хотя хочется в рай.

* * *

Прощая другому человеку его несовершенства, всякий уподобляется Богу. Вероятно, сам акт прощения осуществляется в пространстве Бога, в Боге. То есть, только осуществив себя в Боге, и можно действительно простить. Самость наша простить не в силах.  Она, наоборот, жаждет засудить другого. Прощение = богоуподобление.

ВОПРОС-ОТВЕТ:

Вопрос: Ревность бывает и между детьми, если одному из них кажется, что родители любят больше другого....или между учащимися по отношению к преподавателю и т.д. Как Вы думаете, ревность как-то связана с завистью?

Мой ответ: Да, ревность ревности - рознь, конечно. Но всегда речь о нарушении границ - с той или иной стороны. Если родители не равно любят детей (не напоказ, а реально - в сердце), дети это чувствуют. И, в зависимости от характера, каждый по-своему на этот перекос реагирует. Кто-то начнёт самоутверждаться за счёт других, кто-то гаснуть, замыкаться, кто-то уйдёт из отношений в спорт, искусство.... Все наши перекосы - результат нарушения границ и неуважения к личному пространству и самобытности Другого.
А зависть - это внешнее чувство, т.е. оно не может прийти изнутри внутреннего события. Озарение роднит, соединяет людей, а зависть и злоба присуща тем, кто вне этого опыта, кто не вошёл, кто «за дверью». Может быть, зависть - это начальная степень «плача и скрежета зубов» внешних, о котором говорит Евангелист (Мтф. 8:11).


Дневники 28 ноября 2016, 11 октября 2019, 15 августа 2020; 22 января, 2 июня 2021; 28 мая 2022

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

20

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.