Разбитое корыто,
если и вправду разбито,
а не от лени треснуло -
если бы... Да, если бы
не было позабыто,
если бы было полито,
и посажено в землю,
проросло бы.
Внемлю и поливаю
рану корыта в надежде -
оно не будет прежним,
но живее станет.
Порастёт жизнью:
кривой, непрошеной,
взъерошенной.
Жажда неутолима:
не проходи мимо
разбитого кем-то корыта -
пусть оно будет политым.
19/12/2016
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Просмотров: 143
Комментарии
Марина: Вот Елена добрая, она говорит: "Поливать!" А я вспоминаю объяснение американки из недавно опубликованного Людмилой Листовой интервью о том, что у них там, в Америке, каждый человек — остров. У нас хоть и не вполне так, а все же. Хочет ли он, чтобы его поливали? Как бы не затоптать сапогами розы. Как бы не уклониться к добру падшего естества. Неоднозначный вопрос, думается. Всякий раз нужно вникать... Согласна ли ты со мной?
Я : И согласна, и нет. Разговор слишком серьезный и непростой, сама понимаешь - можно тома написать в качестве ответа. Елена имела в виду очень простое и конкретное понимание - не будь равнодушным, не проходи мимо. Но можно, конечно посмотреть шире, только тут важно понимать, что каждый говорит о своём - кто сколько видит, понимает и может различить. 1) Есть конечно напутствие: не сыпать бисер перед свиньями - важное напутствие. Свиньи всегда норовят затоптать жемчуг и растоптать того, кто его сыплет - перед ними или нет его сыплют не так уж важно. Свиньи втаптывают в грязь бисер (по природе своей) и его сеятеля. Это раз. 2) Два. Тема плода - всегда ли будет плод. Я раньше объяснила, что кто по своей нерадивости «разбитое корыто», тот не имеет потенциала к воскресению, тот скорее всего «не прорастет», хотя и это не факт. От полива он может перемениться, преобразиться. Так что, если есть силы - не запрещено. Другое дело, что сил всегда мало. В теории легко любить весь мир, на практике это гораздо сложнее - наши возможности сильно ограничены и тогда важно принесет ли плод наше усилие. Но тут снова сложно и неоднозначно. Ведь плод многолик. Если я искренне помогаю другому - я становлюсь лучше, это плод. Если я действительно помогаю другому - ему становится лучше, легче, светлее. Хотя бы чуток. И это тоже плод. Но выбирая между двумя, кому помогать, если могу осилить только одного, как выбирать? Того, кто принесёт больший плод? Лично я выбираю того, кому тяжелее, кто больше нуждается в помощи. Но расчет этот весьма субъективен, зависит от глубины, цельности, многогранности воспринимающего, размышляющего. Так что здесь критерий у каждого свой. 3) «Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра» (Архиепископ Иоанн Шаховской). Вот тут мы с о. Петром разбираем эту тему. 4) Немецкий писатель-романтик Жан Поль: «Я имею счастье быть несчастным». Русский писатель и поэт Николай Некрасов: «Счастливые глухи к добру». Это тоже важное уточнение к теме. 5) И теперь (раньше нельзя - непонятно будет) могу вспомнить сказанное тобой: «Хочет ли он, чтобы его поливали? Как бы не затоптать сапогами розы. Как бы не уклониться к добру падшего естества». Мне кажется, здесь три разных случая видятся как один. Разберем их по очереди - раздельно, различая. а) Хочет ли он, чтобы его поливали? На этот вопрос отвечать сложно, ибо тоже тома можно написать. Помнится в «Собаке на сене» звучит хорошая мысль: «Любовью оскорбить нельзя». Гениальная мысль! Если не умствовать, а обратиться к природе вещей, то засыхающее без влаги растение следует полить - в этом его благо, независимо от того, кто что думает. Природа вещей такова. Согласна? Следовательно, если человек не оказывает сознательного сопротивления «поливу» и волей судьбы (Бога!) оказался на траектории твоего пути - смело поливай. Его Бог послал на твои пути. Эти два «если» практически решают все проблемы, связанные с первым вопросом. Мы ведь лень свою и равнодушие часто стараемся замаскировать всякими красивыми умностями - лишь бы пройти мимо чужой беды. А это - грех, о котром спросит Христос: Я томился, а ты прошёл мимо... б) Как бы не затоптать сапогами розы. Ну, это почти, как слон в хрустальном магазине. «Любовью оскорбить нельзя», а псевдолюбовью можно. Таким образом всё сводится к тому, кто намерен «поливать» - что им движет? Когда маленький (мелочный, мелкий душой) человек делает большое добро, он надрывается из-за тщеславия и падает вместо того, чтобы взлететь. Так что вытоптать можно не только чужие, но и свои розы - если имитировать. А где жажда послужить спасению другого истинна, там и Господь в помощниках - розы только расцветут. в) Как бы не уклониться к добру падшего естества. Самое непростое ответить на эту реплику, ибо она слишком абстрактна. И опять же, всё сложно и многогранно. Добро падшего естества в любом случае лучше, чем зло падшего естества - согласна? А ведь даже ветхий человек, пока не стал диаволом (ибо и животным известна взаимовыручка), знает, что попавшему в беду надо посильно помогать. Да, большинство людей очень несовершенны, очень, и потому зачастую падают, совершив добро, надмеваются, ругаются с теми, кому как бы хотели помочь, ошибаются, помогая и пр. Но, только делая пусть даже условно добрые поступки они растут. Нет другого пути, понимаешь?
Марина: Природа вещей такова. Да, теперь, когда по пунктам, — со всем соглашаюсь, но не бесспорно, потому что еще "собираю" это тему, обдумываю и проживаю. Что им движет? Да, очень важно. Нужно ли рассуждать здесь? Да. Но и горячим быть тоже нужно, бежать на помощь со всех ног. Или и не на помощь даже, а как мироносицы и апостолы — они все бежали, текли ко гробу, там везде глагол бежать, а не идти. Хочу бежать, хочу идти за звездой, хочу поливать корыто... Но с детства чувствую недостаток любви — в себе. Я чувствую, что любовь, которая изливается на меня, несравнимо больше того, что я могу отдать. В этом у меня заковыка. Вот где я зациклилась :) Но Света, благодарю за разговор! Немножечко прояснилось.
Я: Но с детства чувствую недостаток любви — в себе. Я чувствую, что любовь, которая изливается на меня, несравнимо больше того, что я могу отдать. В этом у меня заковыка. Вот где я зациклилась Мариночка, но ведь любовь - не данность, а заданность. К ней приходят в процессе. И даже не в процессе размышлений, а в процессе делания. Только так! В этом трудность благополучия, как я понимаю: бежать незачем. Именно БЕЖАТЬ, да. Хорошо, что ты обратила на это внимание, я как-то не заметила этот нюанс, а ведь интересно :)) Бежать, потому что сила притяжения, потому что в потоке, а вовсе не остров. Остров - это калека или даже труп. Что отдал, то твоё - главный закон. Он работает, даже если отдаешь корыстно - чтобы получить. Но если бескорыстно отдавать, получаешь несравнимо больше. Получаешь не в том смысле, что берешь, а в том, что перерождаешься, преображаешься, ветхость сползает, как змеиная кожа. Решимости не хватает - говорил прп. Серафим. Это та сама решимость, горячность - бежать к свету. Бегут те, кто чувствует своё неблагополучие, кто спасается. Кому хорошо и так, тот не побежит. А неблагополучие бывает разное: от избытка (неразделенного с неимущим) или от недостатка - неважно. СпасиБо за беседу, Мариночка! Соборное мышление - очень продуктивное дело.
- Ответить
Ссылка на комментарий- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий