О любви к животным

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Праведник милует души скотов своих: утробы же нечестивых немилостивны.
Прит. 12:10

По отношению к животным люди делятся на три группы: любящие животных, равнодушные к животным и садисты, причиняющие животным страдания. Представители второй группы не в состоянии понять ни первых, ни последних, они зачастую и выступают в роли обличителей за избыточную любовь к братьям меньшим: мол, она неугодна Богу. В христианской среде таких немало, потому я, как представитель первой группы, постаралась додумать вопрос до конца и разобраться в том, как надо относиться к животным.

Слова апостола Павла «и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25) нередко приводятся как аргумент против любви к животным. И совершенно напрасно. Вот что говорит по этому поводу свт. Феофан Затворник: «И почтоша и послужиша твари паче Творца. Вот в чем состояло пременение истины Божией во лжу, или, как выше сказано, содержание истины в неправде! Вместо Творца, явно о Себе свидетельствовавшего, тварь почтили и ей послужили». Речь о создании идола, кумира, «вместобога». Грешно не вообще любить животных, а любить тварь больше Творца. Это касается не только животных, но и самого человека. Именно поэтому человекоугодие — грех.

О здравом же отношении к животным говорит прп. Иустин (Попович): «Личность: целостность — самосознание — богообразное самосознание —  богосознание, —  проникает через всю физическую часть личности, которая до падения органически простиралась на весь мир твари: всю совокупную тварь Адам ощущал как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое, поддерживаемое космической, всеединящей благодатью богообразного самосознания. Падение Адама: разрыв, отпадение, умаление личности, расстройство: тварь становится не своей, не личной, безличной, чужой...» (Подвижнические и богословские главы). Вероятно, и ветхозаветные приношения Богу — это не приношение из своего имущества (тогда бы Христос не мог заменить эти жертвоприношения Своей Жертвой), а приношение части себя (своей животной, телесной жизни). Животные приносились в жертву как часть тела человека, как продолжение человека — как часть от его животного (или растительного — плоды) начала.

Есть ещё четвёртая группа людей, которую условно можно назвать «учёные». Условно, потому что в ней возможно нахождение представителей вышеназванных трёх групп, но не в такой яркой форме, ибо процессы в их головах всецело направлены на научные цели. Поэт Юрий Кузнецов в своё время высказался и об их отношении к животным в стихотворении «Атомная сказка», к которому, конечно, многие относятся скептически. И всё же поэт всегда говорит о мире что-то важное, к чему стоит прислушаться:

Эту сказку счастливую слышал 
Я уже на теперешний лад, 
Как Иванушка во поле вышел 
И стрелу запустил наугад. 
  
Он пошёл в направленье полёта 
По сребристому следу судьбы. 
И попал он к лягушке в болото, 
За три моря от отчей избы. 
  
– Пригодится на правое дело! – 
Положил он лягушку в платок. 
Вскрыл ей белое царское тело 
И пустил электрический ток. 
  
В долгих муках она умирала, 
В каждой жилке стучали века. 
И улыбка познанья играла 
На счастливом лице дурака. 
  «Атомная сказка». 2 февраля 1968

Животные помогают человеку оставаться в рамках человеческой природы (не падать ниже), их роль трудно переоценить в период тотального обесчеловечивания. И, как ни странно это прозвучит, у животных люди учатся человечности. Мода на любовь к животным — это костыль времени, помогающий устоять в адском водовороте.  «Кто любит природу, того Бог не оставит», — сказал равноапостольный Косьма Этолийский.
Человек — словно канат, натянутый между тремя мирами, помогающими его становлению: миром животных, миром людей и Богом.  Животные внушают любовь, они — живой призыв к человечности. Люди необходимы для обретения человеческого лица, которое по определению стремится к Богу и обожению. Получается некое триединство путей спасения. Потому уничижать тех, кто любит животных как братьев наших меньших — бесчеловечно. 

565А ведь есть ещё сердце милующее. «И что такое сердце милующее? — и сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу» (прп. Исаак Сирин. Слово 48).

Можно сказать, что обычный человек мечется как бы меж двух полюсов, не достигая золотой середины. Но в связи с теми или иными наклонностями души, каждый держится ближе к тому или иному берегу.

И всё же мне кажется жестокостью обвинение, к примеру, старушки, за то, что кормит бездомных котов, а не бездомных детей. Это передёргивание и неправда. Во-первых, по силам и милостыня: чтобы помогать детям и вообще людям надо иметь гораздо больше средств и сил. И лучше делать посильное доброе дело, чем не делать. Во-вторых, нельзя к человеку относиться как к машине по производству добрых дел. Человек — не функция, а бытие, и мы знаем на примере очень многих людей, что бремя бытия порой вдавливает в землю слишком сильно. Порой любовь к животным — спасительная соломинка для тонущего в неустроенности сердца, для одинокого и несчастного человека.

Стоит вспомнить слова св. Алипии, что тот, кто кормит животных, никогда не умрёт от голода. Как это не похоже на ханжеское высмеивание самоотверженных кормильцев братьев наших меньших. И очень похоже на притчи о взаимосвязи человека и животных, которых много у разных народов. Например такая: «Голубка прилетела к Будде, скрываясь от тигрицы, и Будда ее укрыл. Но к нему прибежала и тигрица, сказав: "Не я создала себя такой как есть, – питающейся мясом. Ты укрыл голубку. Скажи, чем мне кормить своих тигрят?" Тогда Будда отрезал кусок собственного тела и положил на одну чашу весов. На другую – голубку. Голубка перевешивала. Сколько бы кусков тела ни клал на весы Будда, голубка перевешивала. Тогда Будда сам встал на весы и весы уравновесились».

Современный учёный-биолог Константин Северинов в одной из своих лекций говорил о генетической «книге» кошки, что это практически та же книга, что и у человека, только с небольшими как бы опечатками — до такой степени мы похожи. В нас течёт одна на всех жизнь. Только человек ещё приобщён особым образом к Богу, он по сути является богом для животных, которые нуждаются в его заботе. Равнодушие к этому вопросу творит много зла на планете - многие виды животных и птиц исчезают на наших глазах по вине человека.

Злоупотреблений много на всех уровнях — это привычно для человека. У защитников природы они тоже не редкость, а порой создаётся впечатление, что это некое намеренное искажение, рассчитанное на девальвацию ценностей вообще.

Обычные же любители животных, напуганные разговорами вокруг темы, сами бывают обеспокоены своей страстью. Например, спрашивает девушка: «Начала за собой замечать, что мой пёсель получает больше заботы, ласки и добрых слов, нежели мои родные. Мне кажется так не должно быть, но ничего с собой поделать не могу». Её можно понять - вокруг так много говорят о перегибах. И они действительно есть на определённом уровне, но не здесь. Ибо пёсель может быть объектом любви, а люди -  это, прежде всего, субъекты. То есть, это разная — разного уровня любовь. Человека невозможно любить, как пёселя. И не нужно даже, там всё иначе. И дело совсем не в любви к пёселю. Даже если устранить из жизни любовь к пёселю, в отношениях с людьми ничего не изменится в лучшую сторону. А в худшую, кстати, может.

Нетрудно встать в красивую позу судии, но важнее явить милость - и к людям, и к животным. Ригоризм по отношению к другому очень часто подменяет собой любовь, вытесняет её даже в зачаточных состояниях. Кичение своей праведностью, чаще всего мнимой, напускной, являющейся скорее бесчувственностью, делает человека злым, как бес. Бессердечность потому и встречается так часто в среде верующих людей, что им неведома милость, рождающаяся в сердце из любви к Богу и сострадания к страждущей твари.

Более того, помня, что безвинные животные страдают по вине человека — тварь подчинилась суете не по своей воле (Рим. 8:20), по создании Богом она была хороша (Быт. 1:31) — человек непременно будет чувствовать обязанность помогать животным в беде, в нужде. Как братьям меньшим. И ведь неоднократно замечено, что милующие животных более добры и к людям, а люди недобрые по отношению к животным, легко скатываются в злобу и по отношению к себе подобным (речь не столько об эмоциях, сколько о поступках).

Так что не будем маскировать своё равнодушие под что-то сверхправедное, не будем мнить себя святее той бабушки, что кормит кошек. И уж тем более, не будем мешать людям исполнять веления их милующих сердец. В некоторых странах уже и нищие вне закона:  милость по отношению к ним, а не только к птичкам или животным — в статусе преступления.

Животные — наши помощники уже потому, что делают нас добрее, отзывчивее. Они приходят на помощь всякому страждущему сердцу. Мы должны быть благодарны им за это, должны помогать им там, где они без нас совершенно беспомощны.

Вспомним добрым словом знаменитого кота Липу — любимца старца Николая (Гурьянова). Рассказывают, что старец отучил его от охоты на птиц. А когда отец Николай умер, кот шёл следом за гробом старца, отказывался уходить с его могилы и по-настоящему плакал.

Вспомним и кота оптинского старца Нектария. В житии преподобного, написанном в форме рассказа о его любимом коте, старец говорит: «Вот, преподобный Герасим (Иорданский, святой V века) был велик, и у него был лев, а мы малы, и у нас — кот». Преподобный Нектарий рассказывал легенду о том, как дьявол под видом мыши пробрался в Ноев ковчег и хотел прогрызть дно, да кот не растерялся, и изловил ту мышь. «И за это все кошки, — говорил старец, — непременно будут в раю».

О посмертной участи животных обычно не говорят, т. к. у них нет бессмертной души (т.е. духа), а значит невозможно и пребывание в вечности. Но это утверждение — не последняя правда о животных. По большому счёту, они от нас не дальше, чем мы от Бога. И если Божия любовь приобщает нас к Нему, недостижимо высокому и великому Абсолюту, то и наша любовь к животным в некотором смысле должна приобщать наших четвероногих любимцев к нам. Общение — это уподобление, и, как знать, быть может животные, приобщённые любовью к миру людей, получат некий дар от любящего Бога-Отца уже хотя бы ради той любви, что испытывают к ним люди.

Сентябрь, 2015

ВОПРОС-ОТВЕТ:

Вопрос: Скажите, почему слово, которым мы называем наших самых преданных, самых верных, самых ласковых и любимых собак, является оскорбительным для человека? Почему так сложилось? Я думаю, что это слово могло быть комплиментом  для некоторых людей...

Мой ответ: Человека вообще нельзя сводить к биологическому объекту. То есть, называть человека животным - уже оскорблять его, хотя некоторые сегодня не дотягивают до нормального животного. Человек призван быть больше, чем животное в нём. Если копнуть глубже, то природа человека позволяет ему выходить за рамки природы - это только человеку по силам. Собака - всегда собака, а человек может быть и ангелом, и богом, и скотиной, и человеком, и собакой. Просто собака - всегда на глазах, всегда рядом, и потому всегда была наглядно унижена в сравнении. Но человек может преодолевать границы природы не только вверх, но и вниз - т.е. может оказаться, что обезьяна или та же собака более человечны, чем человек. Такова особенность человеческой природы.




Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

23

Комментарии

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

1)
- Геронда, что означает сказанное псалмопевцем "Человеки и скоты спасеши, Господи" (Пс.35,7)?

- Это означает, что Бог помогает и животным тоже. Сколько есть святых покровителей животных! А самим животным, что им приходится терпеть, бедным! Мы и неделю не смогли бы понести того послушания, какое они несут, служа человеку. Если их накормят - хорошо, а если нет, остаются голодными. Если не делают того, что хочет хозяин, их бьют. А как трудятся без всякого вознаграждения! Мы за одно "Господи, помилуй" можем получить рай. Разве этого мало? Так что животные превзошли нас и в нестяжании, и в терпении, и в послушании.

Преподобный Паисий Святогорец

2)
— Да я во всем нахожу Бога! И в растениях, и в животных — во всем. Да и как тут не удивляться! Крошечная пичужка отправляется в путешествие, достигает Африки, потом — без компаса — возвращается обратно и находит свое гнездышко! А люди — имея карты, дорожные указатели — сбиваются с пути. И ведь птицы путешествуют по небу, а не по суше — то есть зарубок после себя не оставляют. Летят в вышине, над морем! Ну скажи, пожалуйста, на чем там оставишь зарубки? А есть еще такие малые птахи, так они садятся на спины аистам — все равно что на самолеты! Настоящие авиапассажиры! Птицы, летя над морем, садятся на какой-нибудь остров и отдыхают. Однажды, живя в каливе Честного Креста, я увидел, как с востока летят птицы, похожие на воробьев, только крупнее и красивее. Их была целая стая. Но вот, четыре-пять птиц, по всей вероятности, выбились из сил и не могли лететь дальше. Тогда от стаи оторвалось еще около пятнадцати птиц, — остальные продолжали лететь, — сели на дерево вместе с уставшими птицами, посидели, немножко отдохнули, а потом все вместе взмыли в небо и продолжили полет. И первым делом они поднялись очень высоко, чтобы сориентироваться и догнать остальных. На меня произвело впечатление то, что стая не оставила уставших птиц одних, но выделила им еще пятнадцать товарищей — “группу содействия.”

3)
Один раз к старцу Паисию Святогорцу приехал очень образованный и учёный человек. Он изучил много наук, но не верил в Бога.
Он сказал старцу Паисию:
- Мне трудно поверить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю, и могу объяснить, почему и как всё происходит. И я не могу принять то, что ты говоришь о Христе.
Старец внимательно выслушал его и сказал:
- А ведь ты глупее ящерицы.
Учёный сильно обиделся и стал возражать. Но старец сказал:
Ты глупее ящерицы, я это тебе докажу.
Рядом с домом старца жила одна его знакомая ящерица, и старец её позвал.
Она подбежала к старцу. Отец Паисий спросил её, есть ли Бог? Тогда она поднялась, села на задние лапки и кивнула головой.
Тут учёный растерялся и заплакал. А старец сказал ему:
- Теперь видишь, что ты глупее ящерицы? Она знает, что есть Бог. Ты человек, а не хочешь понять, что Бог существует.
Ученый ушёл от старца растроганный и потрясённый.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Умер человек. Его пес рядом лег и тоже умер. И вот душа человека стоит перед вратами с надписью "Рай" и рядом душа собаки. На вратах надпись: "с собаками вход воспрещен!". Не вошел человек в эти врата, прошел мимо. Идут они по дороге, вторые врата, на которых ничего не написано, только рядом старец сидит.
— Простите, уважаемый...
— Петр я
— А что за этими воротами?
— Рай.
— А с собакой можно?
— Конечно!
— А там, раньше, что за врата?
— В Ад. До рая доходят только те, кто не бросает друзей...

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Я эту собаку запомнил, как человека...
Случилось такое в сорок четвёртом. Зимой.
Игрался спектакль "Охота XX века"
Перед шеренгой, застывшей от страха, немой.

У коменданта была привязанность к догам.
И был экземпляр - казался слоном среди всех.
Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога,
И вот этот зверь шагнул величаво на снег.

И вывели жертву...
Стоял мальчишка продрогнув.
Куда тут бежать? Он давно ослабел.
Комендант наклонился, подал команду догу,
И тот в два прыжка расстояние преодолел,

Обнюхав смертника, прошёлся спокойно рядом.
Был он великолепен в размашистом, лёгком шагу!
Вернулся дог к коменданту и честным собачьим взглядом
Сказал человеку пёс:
"Ребёнок ведь - не могу..."

Лагфюрер пожал плечами; ему-то разницы нету.
Раскрыл кобуру у пряжки с надписью "С нами Бог"
Но, едва сверкнула воронёная сталь пистолета,
В эсэсовское горло впился красавец дог!

...Дога четвертовали, пустив под лопасти шнека...
Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене свой барак...
Но эту собаку я вспоминаю, как человека,
Единственного человека среди фашистских собак.

Э.Асадов

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Святитель Крымский и Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) о животных :

"Се, творю все новое" относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари. Мы говорили уже, что дух животных, - хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира... Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судеб мира... В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим: "И увидел Бог все, что создал, и вот, хорошо весьма(Быт.1,31). Конечно, бессмертие не будет иметь для твари того значения, как для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении новой светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её."

Из главы "Бессмертие" книги "Дух, Душа и Тело". Есть главы, где святитель Лука размышляет, приводя цитаты из Евангелия, о духе растений и животных.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

19. Личность: целостность - самосознание - богообразное самосознание - богосознание, - проникает через всю физическую часть личности, которая до падения органически простиралась на весь мир твари: всю совокупную тварь Адам ощущал как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое, поддерживаемое космической, всеединящей благодатью богообразного самосознания. Падение Адама: разрыв, отпадение, умаление личности, расстройство: тварь становится не своей, не личной, безличной, чужой... (8. IX. 1920. Вране).

Прп. Иустин (Попович). Подвижнические и богословские главы. Стословие первое

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Митрополит Антоний Сурожский:
«Каждая тварь общается с Богом по-иному, однако нет такой твари, которая с Богом не может иметь какого-то общения; иначе понятие о чуде было бы невозможно. Когда Христос приказывает волнам улечься, ветру успокоиться, это говорит не о том, что у Него есть некая магическая власть над природой, а о том, что живое слово Бога каким-то образом воспринимается всякой Его тварью».

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

- Кто лучше: человек или собака?

- Так это смотря по тому, какой человек и какая собака!

м. Евлогий

====================

Зверюшки из детских книжек-раскрасок, говорящие кролики, собачки, белочки, а еще божьи коровки, пчелки, кузнечики. У них столько же общего с настоящими животными, сколько у нашего представления о мире — с истинным миром. Подумаем об этом и содрогнемся.

Чеслав Милош. Придорожная собачонка

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

7

Пол Фартинг - очень известный в Британии человек, основатель приюта для животных в Кабуле, автор книг о собаках. Именно он потребовал от британского правительства, чтобы его приют был эвакуирован. Он получил большую поддержку общества, и им пообещали места в самолёте. Изначально планировался выезд и всех сотрудников приюта, но не получилось. Возникли сложности с документами и визами, а собакам визы не нужны. 
Ну и самый главный предмет обсуждения: стоило ли спасать собак и кошек, а не людей? Все возмущенные могут успокоиться. Животные не заняли ничьи места. Вы же не думаете, что они летели в креслах? Все животные летели чартерным рейсом в багажном отделении, как и положено. А в салоне летели люди. Поэтому никакого выбора "люди или животные" не стояло. 
Лично я восхищаюсь человеком, который отказался уезжать из страны без 200 приютских животных.

Shalashen Sveta

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

2На Спитакском кладбище среди сотен могил с одинаковой датой смерти – 7 декабря 1988 года – есть одна без креста, звезды или фотографии. На памятнике только имя: Жужа.
Во время страшного землетрясения, которое унесло жизни 25 000 человек, Жужа – обычная дворняжка – сделала невозможное. Она спасла годовалую девочку, которая оказалась с ней под завалами. Четыре дня (!!!) собака грела младенца своим теплом и, возможно, кормила своим молоком – иначе как объяснить, что ребенок выжил?
Когда спасатели устраивали минуты тишины, чтобы услышать живых людей под грудой камней и песка, Жужа выла. Но животные не были в приоритете, люди важнее... И тогда Жужа сделала то, чего никогда не делала раньше – слегка прикусила ребенка. Девочка заплакала, и благодаря этому их обеих – зареванную малышку и истощенную собаку – достали из-под завалов.
Жужа прожила в семье Лалы Сарьян еще 12 лет. А когда умерла, родные Лалы похоронили ее на Спитакском кладбище среди других человеческих могил…
пусть не по правилам, зато по заслугам.

(Фото не соответствует тексту. Доберман с кладбища животных в Португалии)

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.