Без филиокве антихрист был бы невозможен (немыслим), только принятие филиокве открывает дорогу к самоличному обожествлению человека самого по себе - вне связи с Богом, вне контекста Бога.
У нас был прекрасный преподаватель, который объяснил суть филиокве как никто другой. Он говорил об ошибке мышления, о неразличении в филиокве отношений Бога с миром и с самим собой. Внутритроичные отношения - это вовсе не то же самое, не те же отношения, что внешние - Творца с тварью. По отношению к миру Бог един, а внутри себя Он троичен (Отец, Сын, Святой Дух).
Если принять филиокве, т.е. что Св Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (пусть даже с уточнением ЧЕРЕЗ Сына), происходит нарушение всей архитектуры мышления отношений с Богом. Перепутываются, смешиваются (утрачивается их различение) уровни мышления О Боге внутри Себя и по отношению к созданному им творению.
Бог един по отношению к миру, а троичен внутри Себя (не по отношению к миру). Когда же мы приписываем троичность уровню, где Бог един, мы разрушаем единство. Приписывая исхождение Духа и от Сына, мы также разрушаем единство Троицы, ибо появляется некий междусобойчик у Бога Отца и Сына, а Дух тогда лишь некий предмет обмена между ними. Именно это позволяет в итоге обездушить Сына - по образу которого сотворён человек, а также позволяет обожествить Сына вне связи с Отцом.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий