Человек от постчеловека отличается наличием или, вернее, присутствием поэтического измерения. Ровно тем же человек отличается и от машины. Техническое сознание не будет обладать доступом к поэтической полноте, ибо оно замкнуто на посюстороннем. Техническая трансценденция - это всего лишь выход за пределы индивидуального сознания и вхождение в некое стадное других таких же замкнутых на посюстороннем сознаний. Техническое коллективное исключает соборность, суть которой - Христос в нас. Антихрист в нас хоть и будет обладать интегральными свойствами, это будет всего лишь посюсторонняя интегральность, нацеленная, возможно, на демоническое. Небо останется закрытым для техносознания, несмотря на создание нового технонеба. Технонебо ни в коей мере не тождественно небу поэтическому или христианскому. Если же сравнить небо язычников и технонебо, некоторое совпадение обнаружится без сомнений, но полное ли это будет совпадение я пока сказать не берусь.
* * *
Разница между святыми и поэтами заключается в том, что поэт просто имеет доступ к небесам, святой же преображается в Св. Духе и сам становится небом. Поэт, безусловно, подобен небу, но он не прошёл необходимую трансформацию, не стал небесной полнотой, как святой. Если представить святого и поэта в виде настольной лампы, освещающей окружающее пространство, то поэт светит только пока включён в сеть. Святой же даже при отключении некоторое время способен по своей собственной причине, в согласии с природой, светить светом Христовым, накопленным в процессе христианского делания.
* * *
Моя старая формула: «Поэт - это сердце в Сердце, а святой ещё и Сердце - в сердце». Причём святым не стать вне Поэта.
* * *
Всякий святой - поэт своего дела. Он не вне поэзии, не противоположен поэзии. Он просто дальше ушел по той же дороге, имя которой Христос или Поэзия.
* * *
Вопрос: А разве сейчас все люди обладают поэтическим пониманием?
Мой ответ: Далеко не все, разумеется, но все имеют доступ, который можно активировать по своему желанию (для это надо жить жизнью, которая нуждается в открытии этого измерения). То есть, на уровне онтологии всякий человек приобщён к поэтическому измерению. Другое дело, что он не актуализировал в себе эту возможность, однако само наличие этой возможности - важная деталь, меняющая внутренний облик человека. Постчеловек будет отсечен на уровне возможности - это уже совсем другая бытийная реальность.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий