Каждый из нас сначала человек и только потом представитель народа, страны, города, социальной группы, семьи, того или иного пола, рода деятельности, тех или иных убеждений и т.д., хотя кажется всё с точностью до наоборот. Однако, не будучи сначала человеком, никто не сможет быть вполне кем-то ещё. Уточнения каким именно человеком, где и с кем... вторичны.
Но в нашем перевёрнутом мире до первого и главного - человека в себе - редко кто доходит. Всё как-то не до него. Конкретика затмевает абстракцию, ибо человек для нас - только абстракция. Оно и понятно, человека вообще как бы и нет, есть только конкретно взятые в тех или иных обстоятельствах индивиды. Всё правильно! Но только с внешней точки зрения. Если бы мы забрались внутрь, вглубь себя, мы бы с места не могли сдвинуться, пока не поняли бы, что такое этот самый человек, вернее, только для того и сдвигались бы с места, чтобы это понять. Функционирование в той или иной роли должно служить познанию человека - в себе и другом, только в таком случае функционирование это несёт настоящую смысловую нагрузку.
Так мы и должны смотреть друг на друга. Надо уметь видеть в другом, прежде всего прочего, человека, а уж потом тот или иной функциональный набор. Именно такой взгляд нужен, чтобы видеть Христа в нас, Христа в другом.
* * *
Христос в нас, в некотором смысле, и есть человек вообще - всеобщий человек. Он - не абстракция, а конкретика, только в несколько ином смысле слова. Христос в нас конкретнее всего остального, значимее и даже очевиднее для всех, у кого есть чем это видеть. Надо воплотить в себе, воплотить в жизнь образ Христа, чтобы он стал конкретным - во мне лично и для меня лично, тогда я стану конкретикой и для личности другого. Человек - это Христос, сделать его конкретным воплощением - жизненная задача, на которую нацелен человек как вид и как индивид.
* * *
Человек (Христос в нас) - первичен. Даже когда мы как бы минуем эту инстанцию при обращении к другому, нацеливаясь на тот или иной функциональный набор (упрощаясь), Христа надо подразумевать (иметь в виду). Когда же вторичные качества такие как раса, национальность, пол, профессия и пр. возносятся в обществе на первые места, оттесняя и вытесняя человека (Христа), тогда общество вырождается в человеконенавистническое.
* * *
Человек в нас первичен, он предшествует всем ролям, как ствол предшествует ветвям.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий