Культура, весь её комплекс, - это вместоодежды (райские)*, вместоблагодать. Культура - это отблеск благодати на человеческой посюсторонности. В культуру мы одеваемся, как в защитный скафандр, чтобы не умереть в безвоздушном пространстве посюсторонней жизни.
И вот из этого скафандра, из этого спасительного панциря, человека сейчас выковыривают, как тельце моллюска выковыривают из его ракушки...
Голая наличность, т.е. наше реальное положение дел, вне культурной дымки, - это ад (в нём жить невозможно). Культура (подлинная, а не тьма, что её всё чаще подменяет) словно прокладывает пунктирные линии воздушных путей, двигаясь по которым человеческий дух может собирать искорки света и помалу (собирая их) просвещаться.
* В раю люди были одеты в благодать, как в одежду.
* * *
После изгнания из рая у человека было два человеческих способа быть: 1) плакать о потерянном рае (Боге - лучше), 2) приспосабливаться к новой жизни (учитывая причины её или не учитывая). Обе эти возможности существования и реализуются в людях доныне.
* * *
Кстати, голая душа - это вовсе не голая наличность посюсторонности. Здесь вопрос глубины. Думаю об этом, вспоминая Цветаеву и Мандельштама. Они - о разном: Мандельштам («Из двух: голой души и разлагающегося тела еще неизвестно что страшней») и Цветаева - голая душа («Вся моя жизнь — роман с собственной душой…»; «Что я делаю на этом свете? Слушаю свою Душу…»). Душа - это врата и рая, и ада (кто в каком направлении движется и смотрит; кто на каком бытийном этаже живёт и какую душу знает)...
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
Бесполезность искусства не в смысле неполезности (эта бесполезность очень полезна!), а в смысле - не утилитарности. Это потому, что в ином измерении осуществляется. И, пожалуй, не только в измерении дело, но и в самом методе. Не утилитарность - это метод. Способ бытия...
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий