Живой свет, очень смиренный и кроткий, стоящий в уголке тёмной внутренней комнаты

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Вчера и сегодня рисовала Софию, как её видела лет 20-25 назад (думаю, что это была София). Рисунок очень детский, неуклюжий, но я ему рада. Не рисовала тоже лет 20 или больше, не помню. И не умею - школы-то не было.

Кстати, видела я Софию не в видении.  Это не был чувственный опыт, но умозрительный - просто внутреннее умное переживание, при этом зрительное. Это было умозрение в чистом виде. Хорошо, что помню чувство, пережитое от... Его и рисовала.
Живой свет, очень смиренный и КРОТКИЙ*, стоящий в уголке большой и тёмной внутренней комнаты. Покрывало светится чистейшим ТЁПЛЫМ! золотым светом (при отсутствии красного цвета)**. Бело-золотое или золото-серебрянное***. Но не сияющее, не сверкающее - спокойное внутреннее свечение,  тихий свет. И каждая его клеточка-точечка-искорка - живая, дышащая, почти шевелящаяся, но нет. Предельная жизнь без напряжения - концентрация тишины, кротости и надежды. Скромно в уголке ждущая чего-то и даже как бы не показывающая себя, но и не прячущая.

(Описание изначально сформулировала для подруги и сохранила для себя, дополнив - хорошо получилось, для себя бы так не сумела объяснить).

 * Предельная кротость - наверное, её можно трактовать как отсутствие самости и самостоятельной воли, потому что это живой и дышащий набор функционала для личности, который сам собой не владеет. Трактовать немного страшно, потому, что это уже от себя и можно ошибиться, употребить не то слово, неверно понять, но для проверки есть живая память Встречи, которая, словно камертон, помогает отвергнуть с ней не созвучное.
Так же и Сократ говорил, что его мудрый внутренний наставник никогда не говорит что делать, но предупреждает о том, чего не надо делать. То есть, он - охранитель, а не командор.

** Это не удалось передать в рисунке, т.к. все тёплые цвета, создающие нужное ощущение, имеют родство с красным. В реале этого не было. Жёлтый цвет, который у меня основной (наравне с белым), не подходит - жёлтого там не было. Оранжевого и голубого тоже. Так же и темнота - чернота, в реале была совсем иной, но не плоской, не мрачной, не гнетущей и давящей... - это я и нарисовала, как сумела. Изобразить то, что было, у меня нет возможности - мастерства. Но я, наверное, буду пробовать ещё... Ощущение, во всяком случае, схвачено - рисунок его отчасти передаёт, душа - узнаёт то, что видела.
Ещё запомнилось, что контур фигуры, именуемой мной Софией, был чёткий (его нельзя рисовать рваным, нечётким), как замкнутая в себе некая целостность и, вероятно, совсем иная тому пространству, где находится. Это, наверное, можно описывать как встречу двух пространств -  тёмной (слабо освещённой или вообще не освещённой) внутренней комнаты и света (вернее, наверное, Света), закрытого в себе, который, притаившись, чего-то ждал. Комната - одно, свет - другое...
И ещё важно, что лица как такового у Софии нет, это и логично. Она - Христова, её Лицо - Христос, в котором соединились неслитно, но и нераздельно две природы: Бог и человек. София - это человек во Христе (не личность, а природа). Я долго не называла увиденное Софией, при этом  точно знала, что видела Свет Христов, но сам ли это Христос - не знала. Набираясь знаний и опыта, я время от времени вспоминала и размышляла, а в этот раз даже решилась нарисовать. Значит, пришло время.

*** Классическое золото попадает больше всего по тону, если его смешать с белым золотом - получится то, что надо. Выходит, что красный в некотором смысле есть, но там - не цвет, а свет - белый свет (без блеска). Если бы меня спросили какого цвета была София, я бы сказала белого, а потом можно уточнять. Вероятно, всё дело именно в том, что имеем дело со светом... И любопытно, что на иконах София бывает в белом (мой вариант) и красном облачении.

* * *

На иконе «Прибавление ума»  в Фелонь (символ Софии, как я понимаю) одеты Христос и Богородица, Богородица и Христос. Это говорит о том, что София - одеяние, в которое одевается личность 1); священническая фелонь - символ Софии 2).

Я икону эту увидела  лет 7-10 спустя после того, как видела Софию. Икона показалась мне странной. Купив себе такую, я её подарила - не оставила у себя. И, что кажется сейчас странным, я даже не вспомнила своё видение. Оно не было актуализировано во мне тогда. Совсем - как бы спящий режим.

* * *

Когда говорят, что софиологи вводят нового Бога, вводя Софию, просто не понимают, что такое София. Подобным образом безосновательно обвиняли и Сократа, якобы он вводит новых богов. София - это наша человеческая природа в Боге. Мы привыкли  воспринимать природу как некую абстракцию, а она - живая, даже сверхживая целостность. Мы воспринимаем всё в рамках своей раздробленности, а целостность надо принять личным усилием, участием, личной волей. Природа - набор инструментария для личности, но она не мёртвые законы, а живая реальность, где всё со всем живо соотносится как клеточки в нашем теле. Я бы сказала, что природа - это носитель личности, как диск, например, носитель музыки, и тогда София - это мастер-диск природы человека, которой надлежит владеть личности. А ещё природа - это такой фреймворк, некий конструктор, набор программ, библиотек, которыми личность может пользоваться по своему усмотрению. Самое жизненно важное застраховано от неразумных изменений, но коды доступа, наверное, можно расшифровать или взломать - человека можно пересобрать по-другому, что и попытаются осуществить в пост- и трансмодерне.
У нашей человеческой природы есть два состояния: нормальное (целое, в Боге) и ненормальное (разбитое, во грехе). Можно также говорить о двух аспектах природы, разворачивающихся в рамках бытия и небытия. Появится, вероятно, и третье состояние - постчеловеческое (осуществившее отрыв от Софии - полный или частичный).

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Комментарии

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Поняла, что моя София напоминает изображение иконы Богородицы «Прибавление Ума» (Подательница Ума). Уверена, что на иконе изображено то же самое явление (феномен). Богородица почитается как вместившая в себя Софию. Она словно одета в этот «колокол», как в кокон. Быть может уместно вспомнить фильм «Аватар», тогда удобно будет сказать по аналогии с фильмом, что личность «надевает» свою природу примерно так же, как герои фильма надевали свои аватары. И у нашей человеческой природы тогда два наряда: ветхий и новый.

65

============

«Прибавление ума» («Подательница ума», «Ключ разума») — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Празднование совершается 15 (28) августа. По преданию икона была написана в XVII веке после видения неизвестным иконописцем Божией Матери. Этот иконописец во время раскола русской церкви никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и впал в безумие. Тогда он стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. После Её видения он получил обещание об исцелении, если он напишет икону Богородицы в том виде, в котором Она ему явилась. Иконописец исполнил свой обет и назвал написанный образ «Прибавление ума Пресвятой Богородицею». Оригинал хранился в Спасо-Преображенском соборе города Рыбинска. Прототипом этой иконы является статуя Богоматери, находящаяся Доме Богородицы в итальянском городе Лорето. Эта связь установлена Андреем Александровичем Титовым в начале XX века. В России сказание о Лоретской Богоматери известно с XVI века, а непосредственным иконографическим источником иконы «Прибавление ума» послужили гравюры с изображением лоретской святыни. На иконе Богоматерь и Христос изображены спелёнутыми фелонью. На головах у Марии и младенца царские венцы. В левой руке у Христа держава. В верхней части иконы находится арка и светильники. По обеим сторонам нарисованы ангелы, которые держат в руках зажжённые свечи. Под ногами Богоматери и над её головой изображёны херувимы с распростёртыми крыльями. В нижней части иконы часто бывает написан текст: «Изображение Пресвятые Богородицы прибавлением к житию судити живых и мертвых от смертного убийства защищает, от тлетворных ветров, от озноба, от трясавицы, от находа зверей ядовитых, от врагов и мшиц, и комаров». В Покровском храме города Тутаева хранится почитаемая чудотворной икона «Прибавление Ума». К ней обращаются за помощью в учёбе, избавлением от душевных заболеваний, просветлением мыслей и т. п. Традиционным стал привоз иконы в областной центр Ярославль перед Днём знаний. В Москве образ Божией Матери «Прибавление ума» есть в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, что на Церковной Горке у метро «ВДНХ».

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Любопытно и то, что я нарисовала свой рисунок в Неделю о слепом (не зная об этом - я не следила за календарём). Думаю, это не случайное совпадение. Всё это знаки, в которых угадывается замысел.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

В начале 20 века русский исследователь Андрей Александровия Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление Ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето  в Италии:

«В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери.
Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Образ БогоматериИзображение Богоматери, в общем, сходно с нашей иконой «Прибавление Ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер».

Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она    была изваяна умбро-маркеджанским скульптором в XIII–XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева    ливанского кедра. Новая статуя была искусственно зачернена для придания большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти. Челани, возможно по ошибке, сделал черный цвет слишком    насыщенным, тогда как лик древней статуи был не столь темным.

77Считается, что первые изображения Лоретской Богоматери появились на Руси после посещения Святого Дома русскими паломниками в XVI веке. В мае 1524 года папа Климент VII вступил в переписку с великим князем Василием III, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров. Папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето, осмотреть древний храм.    После этого путешествия осталось письменное свидетельство под названием «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны». Эта история распространилась по Руси в многочисленных списках. Вскоре после этого свидетельство об образе Богоматери из Лорето было воплощено не только в слове, но и в красках. Согласно исследованию А. А. Титова, после большого Московского пожара 1574 года с образа Лоретской Божией Матери была написана икона на «московский манер», – среди других новых изображений псковских и новгородских иконописцев, вызванных в Москву по приказанию царя Ивана Грозного, сына Василия III.

Сохранилось предание, что икона с названием «Прибавление Ума» была написана одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке. Этот чудотворный образ обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов. Старинное сказание о древней чудотворной иконе записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова протоиерея Владимира Мирославского:

«В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве    один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном… Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум…

Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы».

Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление Ума». Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе – это далматик Лоретской статуи. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой    помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Память о первообразе сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием «Лоретская». Чтимый    список Лоретской иконы находился в селе Песочине, недалеко от Харькова.

Чудотворная икона Богоматери «Прибавление Ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас – Тутаев). В литературе XIX века указывается, что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, также имелась икона такого наименования. Икона «Прибавление Ума», имеет благодать дарования премудрости, разума и благих знаний, помощи в просвещении детей, исцеления слабости ума и повреждения рассудка. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском. Празднование ее памяти – в день Успения Богородицы, 15/28 августа.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Давным давно на Успение у меня был один урок прибавления настоящего ума, когда-то напишу и о нём. И это было примерно в одно время, в один период... Теперь вот думаю, насколько случайно то, что это было на Успение... Всё сходится воедино, просто удивительно.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун
Фелонь, 1911
Фелонь, 1911

Фело́нь (греч. φαιλόνιο или греч. φαινόλης,φαινόλου,φαινώλης,φαινώλου от греч. φαίνω — светить, светиться), или Ри́за — верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов, в древности исключительно белого цвета.

Согласно толкованию святителя Симеона Солунского: «Священная же фелонь являет высочайшую и подаваемую свыше силу и озарение Духа, так как светлость горних чинов преимуществует у тех из них, которые выше, означает также всеобъемлющую, промыслительную, всезиждительную и благодельную силу Божию, ради которой низошло на нас Слово и, воплотившись, претерпевши распятие и воскресши, горняя и дольняя соединило Собою в Себе»; он же говорит о том, что фелонь символизирует хламиду и вретище, в которую одевался Спаситель в земной жизни, а кроме того, символизирует багряницу, в которую одели Иисуса Христа воины во время суда у Пилата.

Упомянута в Посланиях апостола Павла (2Тим. 4:13). В древности фелонь была круглой, покрывавшей все тело от головы до ног и имевшей только отверстие для головы. Для более удобного действования при священнослужении она могла подниматься и опускаться посредством шнурка. Подобную форму фелонь сохраняет и доныне в Элладской церкви, но в Русской церкви фелонь имеет вырез спереди. Со временем верхние оплечия фелони стали делать твёрдыми и высокими, так что задний верхний край фелони в виде усечённого треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя.

Фелонь в разные времена являлась богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до патриархов. Со временем сначала патриархи и митрополиты, а затем и епископы начали носить саккос как верхнее богослужебное одеяние, поэтому фелонь стала преимущественно иерейской одеждой.

С XVI—XVII веков фелони часто стали делать из тяжёлой парчи́, так что их верх возвышался конусом над плечами. Чтобы верх фелони из лёгких тканей тоже возвышался, их верх стали изготовлять с жёсткой подкладкой. Этот твёрдый воротник есть заимствование из покроя латинского плувиала того времени.

В церковной практике применяется и укороченная малая фелонь, которую носят свещеносцы во время богослужения.

Применялась также крестчатая фелонь (полиставрион). Короткая фелонь была одеждой чтецов в Греции до конца XIV века, а в России — до XVI века, затем её заменили стихарем.

В католической церкви аналогом фелони является казула.

* * *

Священник облачается в фелонь, или ризу, которая символизирует славу Церкви, ее чистоту и святость, ее благодатность, покрывающую все недостатки человеческие, все его немощи и внутренние изъяны. Он облачается в ризу правды, как в броню, совершенно недоступную всем супротивным силам. После этого он умывает руки. Это символизирует непорочность его души и жизни.

* * *

Фелонь 

Священник надевает фелонь и во время этого действия произносит: 

Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь (Рус.).

– Что означают все эти одежды? Наверное, не просто так их придумали?
– Разумеется, не просто так. Стихарь – напоминает о белоснежной крещальной одежде, в которую облачались в день Крещения все христиане. Само греческое слово стихарион имеет корнем слово стихос, что указывает на прямой, как стих, как строка, покрой одежды. Такой же прямой и цельной должна быть и жизнь христианина.
Епитрахиль – лента, состоящая из двух частей (как и два естества Христова – Божественное и человеческое). Перекинутая через шею, эта лента символизирует, что священник выступает от имени Христова; его священство – от священства Самого Христа. Согласитесь, великая честь! Но и великий подвиг… По мысли древних святых толкователей Литургии, епитрахиль, символизируя благодать Христову, даруемую священнику, одновременно символизирует и веревку, которой был связан Спаситель, когда Его влекли за шею на смерть. Как Христос отдал жизнь за людей, так же и священник должен не щадить своих сил, но отдавать их для вразумления, исправления, спасения людей.
Пояс – необходим для того, чтобы ничто не сковывало движений, это символ готовности к борьбе. (В древности пояс был отличительной деталью воинского облачения, в отличие от светского костюма.)
Поручи – знак того, что Таинство совершают не руки грешного человека, а руки Самого Христа.
Фелонь – это одежда Царства Небесного, символ славы, в которую облечется верующий, если будет верным Богу. Совершая Евхаристию, мы уже прикасаемся к грядущему, предощущаем его и ту славу, которой Бог облачит праведников.
Поверх фелони священник надевает наперсный (потому что на персях, то есть на груди) крест. У заслуженных священников это крест из благородных металлов, украшенный драгоценными или полудрагоценными камнями.
Все – имеет значение и глубокий символический смысл. Даже вышивка на облачении, все эти узоры, по мысли святителя Германа Константинопольского (8-й век), представляют узы, которыми был связан Спаситель, и Кровь, которая текла из Его ран.

А вот и диакон испрашивает благословения священника на облачение: 

Благослови, владыко, стихарь с орарем.

– А что, диакон сам не может облачиться в священные одежды?
– Нет, диакон без благословения священника не может совершить ни одного священнодействия. Всякий раз, совершает ли он каждение, идет ли на ектению… словом, всякий раз для совершения богослужебного действия диакон испрашивает у священника благословения.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

А теперь вопрос: правы ли протестанты, когда утверждают, что священником теперь является каждый человек. Если фелонь - символ Софии, то, скорее, да, чем нет. Каждый человек теперь может приобщаться к Софии - если будет на то воля Бога (а она, кажется, есть) и воля самого человека (но человеку нужна чистота помыслов и сердца).

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Митр. Антоний (Блум) говорил, что священник - это осёл на котором едет Христос. Практический смысл метафоры вполне понятен (самомнение священства творит много бед), но что если это больше, чем метафора. Тогда можно подумать, что мы все - ослы, на которых едет Христос. Как это соотнести с Софией? Очень просто. Если в ней - высшее, чего мы можем достичь, а Христос ею владеет, как одной из своих природ, - так по сути и выходит. Только надо сделать поправку на Божие благое Величие, которое служит, а не использует - потому София и есть Жена, уготованная Христу в Жёны (а не ослица). Велик Господь и прекрасен! И честь Софии  - как Жене Христовой. Женой Христовой становится душа каждого человека, облачившегося в Софию.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

И вот что тогда выходит в итоге. Если образ соединения во Христе двух природ таков, что они в Нём соединяются неслитно, неизменно, неразрывно и нераздельно, и если наша природа (новая, а ветхая как?) - невеста Христова, то и образ соединения супругов во едину плоть именно таков:  неслитно, неизменно, неразрывно и нераздельно. Надо додумать до конца это - пока не могу.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

София - единая платформа, благодаря которой возможно общение между людьми, понимание нами друг друга. Если отрезать человека от Софии, он станет совершенно не способным к общению.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Есть ещё одна картина, которая мне вспоминается - «Поцелуй» Густава Климта. Вот этот единый кокон, в который заключены влюблённые. Это, конечно, совсем иной уровень - чувственный, и всё же художественный гений Климта уловил нечто большее, чем принадлежит телу и телесному (включая душевность), он запечатлел некую целостность, которая возникла в результате любви. Целостность возносит любящих на совсем иной уровень, потому эта картина так удивительна и буквально завораживает зрителя.

3

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Образ, который долгие годы хранился внутри в неприкосновенности, теперь животворит картинку. В душе осталось только воспоминание о нём (повторить не получится - это как поэзия...). Это - реализация. Вероятно прав Флоренский, образы в нашем уме - объективная реальность, а не субъективная.

После реализации образа и воплощения его в рисунке, сколько нового я узнала о том, что видела. Оставаясь неприкосновенным, он хорошо сохранялся, но поняла я, что видела, только воплотив идею в материальном носителе. Тогда пришли сопоставления с другими известными мне феноменами, а до того, такое очевидное сходство и с фелонью, и с иконой «Прибавление ума» не приходило в голову. Вероятно потому, что не было общения с иными предметами мира, с иными явлениями. Образ в голове был нежно храним и оберегаем - но в отрыве от всего остального.

Теперь я понимаю, почему пришло время его воплотить - я в состоянии понять всё, что за этим произойдёт. Слава Тебе Боже! Слава Тебе!

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Думаю про красный цвет. Там ведь было другое - не цвет. Может если бронзу смешать с белым - больше похоже, чем если золото - но в бронзе красный как бы есть. Но ведь это не красный....
Не знаю как правильно выразиться. Там белый и золото, серебро, бронза, но белая. То есть это серебро, которое даёт отлив бронзово-золотой...
Это всё не цвет, а что-то другое - что? Цвет вообще - это земное, там не цвет...

Как свет, наверное - он же белый...

63

Вот София в красном. Почему? В иконописи красный цвет - цвет мученичества, то есть она тут, вероятно, в красном - как страдалица нашими пороками и грехами. Она ведь с нами едина.

 

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

33Классическое золото ближе всего по тону - его смешать с белым золотом (даже не серебром наверное, а именно белым золотом - чтобы не темнило) и будет то, что надо.

Если бы меня спросили какого цвета была София, я бы сказала белого, а потом можно уточнять. Вероятно, всё дело именно в том, что имеем дело со светом...

Это не одежда,  не фелонь, это - материя, вещество,
как наше тело. Но не тело. Некая сущность.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Со-весть - это весть Софии (и совместная - одновременно), общение возможно ТОЛЬКО в Софии.

Со-зерцание - это смотрение посредством Софии, в Софии - в Луче и посредством Луча (говорит Луч - мне, а я молчу, песня - это молчание). Не напрямую, не отсебятина в смотрении на... человека, предмет, явление, текст... а опосредовано Софией.

Со-знание - это знании Софии, знание в Софии и знание от Софии, и, в то же время - это совместное знание (всё, что совместное - софийное). Антихрист - это будет вместоСофия: софийное обрежут, а совместное (социальное) останется.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Думаю о канонах - они отражают реальность; неканоническое - нереальное, выдуманное, не имеющее опоры на реальную Софию. Фантазия вместо реальности - т.е. человеческое, слишком человеческое. Типы видения реальности и взаимодействия с ней зафиксированы в канонах. Каноны - словно камера хранения структур подлинного опыта.

Всё посюстороннее, не имеющее корня в Софии - всё равно, что нет его. Этим отличается подлинное искусство от поделок. Подлинное искусство всё софийное.

Настоящего не так просто достигнуть, чтобы до него допрыгнуть, надо избавиться от самости или уметь выпрыгивать из неё на время. Большинство же занимается самоугождением, но свои хотелки - это не искусство (любить искусство в себе, а не себя в искусстве).

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Шехина́, шхина (ивр. ‏שְׁכִינָה‏‎, «присутствие, пребывание, проживание»), в иудаизме и каббале — термин, обозначающий присутствие Бога, воспринимаемое и в физическом аспекте. В основном термин употреблялся в контексте описания святая святых скинии собрания и Иерусалимского храма, и определялся как ощущение присутствия божественной силы.

Понятие о Шехине возникло в талмудическом иудаизме. Буквальное значение термина — «присутствие [среди]»; сам термин выводится из глагола «шакан» (ивр. ‏שׁכן‏‎, «посещать, прибывать», сравните «мишкан», в котором, собственно, и происходило явление шхины), характеризовавшего пребывание Славы (ивр. ‏כבוד‏‎, кавод) Бога Яхве среди народа Израиля в скинии собрания. Собственно, в Библии слово «шхина» не встречается, однако оно, равно как и его производные, используется для обозначения как понятия «Славы Господней» (греч. δόξα), так и понятия скинии (греч. σκηνή) в еврейских переводах Нового Завета.


Из «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона»:

Божественное величие (Шехина);
Божественная святость (Шехина, שכינה);
Божий промысел (Шехина);
Святой Дух (Шехина);
Слава Бога (Шехина);
Слава Господня (Шехина).

55

- «Шехина (или Шхина) - каббалистический термин, дословно Мудрость и Любовь к ближнему. Шхина – это собрание всех душ, которые хотят всем сердцем принять Творца. Творец (Элоким) откликается только внутри этих душ. И тогда возникает слияние (двекут) между Творцом и всеми душами вместе. Этого состояния мы должны достичь. Верующие иудеи говорят, что оно должно произойти в нашем поколении. Будем надеяться, что так оно и будет!
 София - на арамейском ХохмА, Премудрость, женская ипостась Творца. Идеальный прообраз Мира и олицетворенная Мудрость Бога. Как и Шхина, Она женского рода, но нисходит от Творца, а Шхина восходит к Творцу. В ранних толкованиях христианства София отождествляется с Христом».

 - «София нисходит от Творца, а Шхина восходит к Творцу» - вот это наверное ключевое, что мне надо понять.

6756

656565

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Почему брюки не женская одежда? Мне кажется, что женское платье - это некий символ запечатлённого мной феномена (Софии, вероятно). Тогда почему женщины должны носить платья, а мужчины нет? Богородица потому и смогла зачать... Это, возможно, одного контекста моменты.

 

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Сейчас подумалось, что встреча с этим феноменом - это очень показательный для меня опыт. Всегда сначала знакомство с живым феноменом - личная встреча - и только потом описания этого феномена, сделанные другими людьми. К данному случаю более всего подходит икона «Прибавление ума». И расстояние между встречей с феноменом и встречей с «описанием» его так велико, что при встрече с «описанием» я не сразу узнала в нём знакомый феномен.

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.