Разница между опытным духовным переживанием и чтением умных книжек о том же примерно такая, как между чтением обеденного меню и самим обедом. Или, скажем, пересказ компонентов чужого обеда - это не твой собственный обед, даже если в списке перечислены любимые тобой лакомства. Список - это только список, а надо бы и поесть.
Современное православие всё чаще сводит христианство лишь к чтению списков. Меню вместо обеда - вот смысл подмены. И не дай Бог, кто скажет, что можно и пообедать.... А ведь не только можно, но и должно!
* * *
Живое слово и пересказ чужих слов - это качественно различные феномены. Их спутать невозможно - наполнение разное.
А если кто не различает, то это всё равно, что неспособность отличить меню от обеда. Живые живое слышат, присутствие жизни чует жизнь, а список ничего не чует, он просто знает, читал об этом. Это разное знание. Меню - не Христос, Он предлагает отобедать, а не прочитать об обеде. А что мешает это увидеть и понять? Только самомнение - самомнение ослепляет.
Это два пути - путь живых и путь мёртвых: живые нуждаются в том, чтобы есть, а не просто читать о еде.
То же самое касается и других текстов - не только религиозных, в первую очередь поэтических. Отличать живое и неживое слово могут только живые души. Потому сегодня большинство не понимает поэзию. Нечувствительность к живому слову - признак мёртвости.
Мы, конечно, бываем в чём-то более живы, в чём-то более мертвы. Но проблема в другом. Нечувствительность понуждает нас почитать авторитеты, и авторитетное слово нам кажется правильным, имеющим вес. А между тем слово ценно живостью своей, соком жизни. Почитание авторитетов вместо жизни - это разновидность обезьяньего доминирования, и только. Христос потому и пришёл не царём - чтобы не играть в доминирование.
* * *
Когда кто-либо почитает святого лишь потому, что он титулован святым, то этот человек ещё мёртв. Надо иметь чувствительность к той жизни, которая струится в святом, делая его святым. Тогда, независимо от титулов, можно отличить живое от мёртвого, меню от обеда, Христа от Антихриста. Вера в авторитеты чревата подменой - ведь можно истину обозвать ложью и наоборот - в угоду чьим-то авторитетным интересам.
* * *
Святых превращают в недостижимых сказочных персонажей, чтобы они казались недостижимо далёкими, и никто не мог сказать, как ап. Павел «Уже не я живу, но Христос во мне». А меж тем синонимом слова «святой» можно назвать слово «живой».
* * *
Чужой опыт, даже если это опыт святых, всё равно остаётся чужим опытом. Беда современных людей, что начитавшись умных книг, они начинают мнить о себе, как об опытных, не имея собственно духовного опыта. Пересказывая, повторяя без должного понимания, чужие умные слова, незаконно считают их своими.
* * *
При оценивании другого надо смотреть не на другого, а на тот свет, что в другом. Ищущие свет, находят свет и видят свет. Важно лишь то, горит сердце другого жаждой истины или ещё не горит. Остальное - неважно.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий