Людей думающих можно разделить на два вида. У одних сначала книги — потом жизнь по книгам (по букве), у других сначала жизнь, а потом — книги, помогающие жить разумно, осмысленно. Речь не просто о личностной доминанте или акценте, а о «бензине», на котором работает природная система душевно-духовного жизнеобеспечения личности, о главной движущей силе человека. У одних она — сугубо посюсторонняя, здешняя, мирская, у других — нездешняя, трансцендентная, не от мира сего. Можно сказать и по-другому: одни заперты в рамках человеческого, другие открыты высшему, озаряющему человеческое.
Эти два вида людей враждуют на духовном уровне: первых всегда раздражают вторые. И никогда наоборот. Вторые не воюют против первых, у них есть дела поважнее, но первые всегда борются со вторыми, потому что те не вписываются в их порядок вещей, нарушают его просто своим существованием.
Когда мы читаем в Евангелиях о вражде книжников и фарисеев против Христа, мы упускаем из виду вышеназванное противостояние, которое носит антропологический характер, т. е. имеет отношение к природе человека вообще. В этом смысле Христос близок вторым и совершенно чужд первым — книжникам.
Почему книжники1 и фарисеи в одном ряду выступающих против Христа? Потому что и те, и другие — люди первого, приверженного букве типа (а «буква убивает»2). Нельзя быть фарисеем в известном смысле этого слова, слыша в себе Небо: высшее освобождает, а не закабаляет. А тот, кто свободен, чтит свободу другого.
Люди первого типа — приверженцы всевозможных правил и инструкций, людям второго типа привычно полагаться на случай и везение, на озарение свыше. Первые устраиваются на земле так, словно жить будут здесь вечно, вторые — чувствуют свою чуждость этому миру и мало заботятся об его устроении (знают ничтожность всех человеческих усилий в сравнении с даром Небес, который в предпочтениях непредсказуем). Первые — расчётливы и практичны, вторые бывают непрактичными до неприличия — как дети.
* * *
Понятное дело, сказанное выше — абстракция, и в обычной жизни всего понамешано. Однако взгляд на историю, на исторические события и личности сквозь призму этого принципа позволяет увидеть много важного и нового.
Так, например, один литературовед причисляет философа Владимира Соловьёва к книжным людям, которые не знают настоящей жизни. Это неверный взгляд, ибо то, что Соловьёв чуждается обыденности, вовсе не свидетельствует об отрыве от жизни. Скорее наоборот — тут вопрос в том, о какой жизни речь.
Для Соловьёва первична именно жизнь, а не книга, но жизнь вышняя, нездешняя. Он подчиняется её зовам, и книги ему только помогают разобраться в том, что он сначала переживает как личный опыт: и читаемые им книги, и те, которые он пишет сам.
* * *
Особенность книжников в том, что им незнакомо внутреннее переживание знания, как запредельной истины, открывающейся по своей доброй воле — как бы случайно. Их знание механистично, оно сродни мёртвой информации — суммарному набору данных. Знание других — это некое целостное мировоззрение, где мир не машина, а живой организм, все части которого связаны живыми токами, как органы в теле человека. Потому вторые менее подчиняются внешнему, а ведомы внутренним. Это и страшит книжников, которые, кстати, не обязательно читают книги — нередко им достаточно спущенных свыше авторитетных инструкций к действию (нижняя ступень). Главное — книжнику не нужна жизнь, ему достаточно буквы.
* * *
Христос очень горячо, как главное зло, обвиняет книжников и фарисеев.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придёт на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:27–38).
В этом «вы не захотели» — и горечь, и тайна: ведь, чтобы хотеть, надо знать. Чтобы жаждать, надо иметь представление о желаемом, которого нет. Потому блаженны те, кто так или иначе ищет Господа и Господне, а не закрывается в рамках своего, только человеческого: они знают голос Пастыря Христа. Но верно и другое, о котором говорят не только пророки, но и поэты:
Гетто избранничеств! Вал и ров —
Пощады не жди!
В сём христианнейшем из миров
Поэты — жиды!
(Марина Цветаева)
Слышащие Небо всегда были, есть и будут гонимы теми, кто не слышит, кто потому и не верит, что не слышит, даже если думает, что верит. Потому что вера — от слышания (Рим. 10:17) и следования внутреннему Зову. Без слышания Зова люди сосредотачиваются исключительно на внешнем: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23:5–10).
Как это ни прискорбно, правильное внешнее не помогает, а мешает родиться новому внутреннему, если человек успокаивается на внешнем. Если ему достаточно внешнего, посюстороннего, он не ищет иного — нездешнего. Более того, иное, нездешнее, которое нельзя подчинить своему «законному», воспринимается как угроза, как нарушение порядка и преступление.
* * *
Несложно заметить, что цивилизационное несовпадение России и Запада, страх Запада перед непонятной, несуразной и непредсказуемой Россией — это расширение темы «книжников», которым угрожает всё, что не вписывается в их законнические рамки. Буква, восстающая против духа, который дышит, где хочет3, а не где указано в циркуляре.
Кстати сказать, юридизм западного образца, который многим почему-то кажется защитником нравственного начала в российском обществе, на деле абсолютно аморален. Он убивает всякую мораль, устраняя из жизни живое нравственное начало и здравый смысл, заменяя их лукаво скомпонованными буквами («что немцу хорошо, то русскому — смерть»).
Если мир отдать всецело в распоряжение книжников, они, пользуясь доступными средствами (а в их арсенале сегодня все достижения науки), постараются перекрыть доступ к чуждому им Небу, и непременно распнут мир, как когда-то распяли Христа.
_____________
1 Кни́жники — (евр. «соферим», греч. γραμματεΐς — писцы) библейское наименование класса людей, упоминаемых в Ветхом и Новом Завете — учителя закона (законники). Они переписывали книги Священного Писания, толковали закон, во многих случаях помогали решать вопросы, касающиеся закона, потому их называли книжниками (I Езд. 7:6–11). Многие из законников состояли членами Синедриона. Были среди них и достойные люди, как, например, Ездра — книжник, Гамалиил — законоучитель или Никодим — учитель Израилев, но большинство их не понимало духа закона и толковало его ложно. Потому Господь часто и сильно обличал их (Мф. 23). «Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят» (Лк.11:49). «И сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления» (Неем. 9:26). «И не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков» (Дан. 9:10).
2 «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3;6). «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).
3 «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин.3:8 ).
5 марта 2017
Газета «Радонеж» №3 (287), 2017
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
"Слышащие Небо всегда были, есть и будут гонимы теми, кто не слышит, кто потому и не верит, что не слышит, даже если думает, что верит. Потому что вера — от слышания (Рим. 10:17) и следования внутреннему Зову. Без слышания Зова люди сосредотачиваются исключительно на внешнем: «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23:5–10)".
Аминь, Светочка.
- Ответить
Ссылка на комментарийспасибо :))
- Ответить
Ссылка на комментарийВсё в жизни определяется борьбой двух начал: внешнего и внутреннего. То, что истина ныне сведена к мнению, говорит о победе внешнего, ибо лишь для внешнего глаза (взгляд книжника) истина равна мнению. Истина приходит не извне, а изнутри.
Можно сказать, что и экуменизм (1910 - год рождения экуменизма) - порождение внешних, это стремление к единству по внешнему признаку, вместо того, к которому призывает Христос - единству по внутреннему признаку, т.е. единству в истине.
Царство Антихриста - это и будет царство внешнего единства, тоталитарного, репрессивного по отношению к внутреннему.
Дневник
- Ответить
Ссылка на комментарийАльберт Эйнштейн
- Ответить
Ссылка на комментарийГосподи,Отец наш небесный,Отец Любви, Души и Жизни нашей.Я Сердечно благодарен за то что Ты меня привел к этому человеку,который дал мне многое понять,Светлана я незнаю почему все так устроенно именно со мной,я незнаю почему я не живу по законам писменным и обще принятым,я конечно работаю и все такое))но живу именно не по букве и за это меня наверное не любять,не любят за то что говорю искренне что чувствую,а не то чего хотят слышать,но я никогда не накого не обижаюсь,ведь знаю Сердцем что люди больны общим устоем,больны положением,больны тем что делают как им говорят,больны жаждой обмана(для некоторых обман как спасение))я живу собственной жизнью в ней нет закона,но вней есть вечная тага,тяга к неизвестному, порой сам незнаю откуда она у меня,теперь же на многие мои вопросы ответили именно вы!)я всегда просил Отца,Ангелов небесных прошу вас дайте силы,прошу вас дайте знания,наведите на правильную дорогу,и я знаю что мои Сердечные слова Слышат,но знаю что недастоин многого т.к грешник вечный,а порой иду на грех осознанно,за что всегда сожалею.И твердо знаю,что когда буду готов,для меня еще много чего откроется,я еще чувствую порой тяжесть в Душе,есть и униние,и слезы в Душе есть.Но Отец наш желает что бы было все иначе.p.s Я медленно, но верно иду к Свету,допростит нас всех Отец Всевышний и даст нам Силы,ибо на пути нашем много преград.
- Ответить
Ссылка на комментарийДорогой Дмитрий, сердечно благодарю за такой взволнованный и искренний отзыв. Очень тронута и рада быть полезной. Да сохранит Вас Господь!
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий