«Мой муж - святой» - может сказать счастливая в браке женщина, несмотря на то, что она, как никто другой, знает о всех его недостатках и знает лучше, чем он сам, потому священники порой, то ли в шутку, то ли всерьёз, советуют мужьям, новичкам в вере, спрашивать у жен в чём им следует покаяться.
Знание недостатков мужа не мешает женщине чувствовать святость супруга - это и есть счастье: реальное, бытийное проживание святости, обнаружение святости другого, явленной в отношениях (так и вкушают переживание своей божественности: божественное другого можно видеть только своим божественным). Вот в чём чудо любви! Ведь и супруг в таком случае чувствует святость жены - проживает её сообща с женой. Так, видя друг друга святыми, переживая святость друг друга, супруги актуализируют и оберегают божественное друг друга, укрепляют и поддерживают этот уровень бытования друг друга. Об этом привычное «семья - малая церковь». В семье, как и в Церкви, мы рождаемся в Бога и помогаем рождаться в Бога ближним, когда видим богом в себе бога в другом и соответственно взаимодействуем.
* * *
Не раз мне доводилось слышать от опытных замужних женщин «муж лучше меня» - о чём эти признания? О том же, что сказано выше. Женщина честно оценивает и себя, и супруга, глядя на него в Боге. Его недостатки при таком взгляде сильно меркнут на фоне его достоинств. Не сомневаюсь, что и мужчины ощущают нечто похожее, хотя мужская природа всё-таки сильно зависит от более приземлённых переживаний.
Женщина - это не только про красоту и доброту, но и про власть. В этом смысле быть женщиной возможно более сложная задача, чем быть мужчиной - в смысле более многозадачная, многоуровневая. А значит и соблазнов больше, и высоких даров - плодов.
Концентрация внимания на негативных качествах вместо концентрации на позитивных (и благодарности за благо пребывания в божественном пространстве отношений) всегда приносит свои негативные плоды - любовь уходит, независимо от количества недостатков, т.е. несоответствий идеалу. Недостатки вовсе не мешают любить - любят вопреки им. Так что любовь - это про точку стояния внутри, о том откуда я смотрю на другого - из самости или из Бога. Понятно, что первичная встреча происходит одновременно на всех этажах, иначе это не та встреча. Самость тоже встречается с самостью другого, но сквозь неё непременно должен струиться свет божественного - иначе любовь не возникает. Исчезает любовь по причине выхода из измерения Бога в отношениях, всё остальное - лишь плоды этого выхода, плоды утраты Бога в отношениях (Его надо хранить), и партнёрам кажется, что нет ничего чудовищнее, чем эта утрата (именно её не прощают друг другу те, кто расстаётся).
Однако многие, ступая в брак, не понимают, что потребительское отношение к другому рано или поздно разрушит сами отношения. Для обретения счастья всё же необходим неким минимум внутренней культуры, позволяющий индивиду подняться на более высокий внутренний этаж.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий