Супруги святы друг для друга – вот что такое «малая церковь», т.е. семья

Автор: Светлана Коппел-Ковтун
Худ. В. Куш
Худ. В. Куш

Из дневников

Любить человека –  это всегда знать, что он хороший (не помнить, а знать!), видеть его хорошесть даже сквозь его несовершенства и ошибки. Не то, чтобы прощать, а как бы не винить даже, понимать, что все мы немощны, и не судить. Просто любить... –  всегда.
Только «любовь никогда не перестает» (1 Кор. гл 13), потому что её хранит не человек, а Бог –  который в нас.
«Суетная любовь у того, кто любит себя самого в себе самом, а не в Боге» (Блж. Августин).

* * *

Знать и помнить –  не одно и то же. Люди путают эти состояния сознания. Большинство считает своими знаниями то, что помнят. В этом, безусловно, есть своя правда, но есть и неправда.

Тот, кто знает – не помнит, а знает здесь и сейчас, сызнова, а не по памяти. Знать и помнить – принципиально разные формы мышления. Знание здесь и сейчас не хранится в памяти - это целое знание (интуиция – его дитя). Всякого рода прозрения –  это целое знание, искрой пробившееся в поле мышления.

Бог в нас –  не память, а целое знание. Люди путают свою память о Боге с знанием Бога.
Бог в нас –  это цветок в нас, песня в нас, полнота и целостность, которые не от нас, не в нашей памяти, а  в Присутствии.
«Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди» (Мтф. 18:20) –  об этом, о Присутствии.

* * *

Все существующие технологии манипулирования подменяют подлинное знание, видение здесь и сейчас –  в Боге, неподлинной памятью о чем-то: о знании (получается ложное знание), о событии, о человеке... Память действительно нетрудно подменить так, что человек не обнаркжить замену. Ложная память создаст ложную личность –  вместо подлинной, созданной Богом для бытия.

* * *

До моего рая долетают только снаряды правды, но меня ранят и все прочие. Любопытно, что рай уязвим только изнутри, извне его никто не может достать*.

Отсюда вывод: если случилась беда, и кто-то атакует твой рай –  не травмируйся до уровня рая, не позволяй себе раскиснуть до степени утраты рая в себе. Пуще всего надо беречь рай перед лицом зла. Себя можно потерять, но рай в себе надо суметь сохранить в любых обстоятельствах.

Рай –  это что-то сродни незлобию. Но на деле это –  присутствие Бога, присутствие в Боге. Из этого состояния и намеревается злодей выбить человека в нас –  из человечности в расчеловеченность.

Иногда райские люди прикидываются и демонстрируют неумным и недобрым людям не рай, а какую-то маску, доступную пониманию нерайских людей. Например, что-то вроде знакомого им оскала, когда того требуют обстоятельства. И этот «оскал» - есть милость, ибо так райские люди мотивируют нерайских воздержаться от дурного поступка.

Видеть рай в другом можно только раем в себе –  т.е. нерайским людям рай не увидеть даже в райских людях,  рай им кажется безумием. Но прикосновение райского человека ощутимо воздействует на мир и на нерайских людей –  независимо от того, как они реагируют на это прикосновение.

* * *

Чем больше в человеке райской силы, тем дольше он остаётся живым внутри – даже когда обстоятельства тотально убийственны для внутреннего человека. Райские люди творят рай всюду – своим присутствием. Потому зло не выносит и тени райского присутствия.

* * *

«Мой муж – святой» –  может сказать счастливая в браке женщина, несмотря на то, что она, как никто другой, знает о всех его недостатках и знает лучше, чем он сам, потому священники порой, то ли в шутку, то ли всерьёз, советуют мужьям, новичкам в вере, спрашивать у жен в чём им следует покаяться.

Знание недостатков мужа не мешает женщине чувствовать святость супруга – это и есть счастье: реальное, бытийное проживание святости, обнаружение святости другого, явленной в отношениях (так и вкушают переживание своей божественности: божественное другого можно видеть только своим божественным). Вот в чём чудо любви! Ведь и супруг в таком случае чувствует святость жены – проживает её сообща с женой. Так, видя друг друга святыми, переживая святость друг друга, супруги актуализируют и оберегают божественное друг друга, укрепляют и поддерживают этот уровень бытования друг друга. Об этом привычное «семья – малая церковь». В семье, как и в Церкви, мы рождаемся в Бога и помогаем рождаться в Бога ближним, когда видим богом в себе бога в другом и соответственно взаимодействуем.

* * *

Не раз мне доводилось слышать от опытных замужних женщин «муж лучше меня» – о чём эти признания? О том же, что сказано выше. Женщина честно оценивает и себя, и супруга, глядя на него в Боге. Его недостатки при таком взгляде сильно меркнут на фоне его достоинств. Не сомневаюсь, что и мужчины ощущают нечто похожее, хотя мужская природа всё-таки сильно зависит от более приземлённых переживаний.
Женщина – это не только про красоту и доброту, но и про власть. В этом смысле быть женщиной возможно более сложная задача, чем  быть мужчиной - в смысле более многозадачная, многоуровневая. А значит и соблазнов больше, и высоких даров – плодов.

Концентрация внимания на негативных качествах вместо концентрации на позитивных (и благодарности за благо пребывания в божественном пространстве отношений) всегда приносит свои негативные плоды – любовь уходит, независимо от количества недостатков, т.е. несоответствий идеалу. Недостатки вовсе не мешают любить – любят вопреки им. Так что любовь – это  про точку стояния внутри, о том откуда я смотрю на другого – из самости или из Бога. Понятно, что первичная встреча происходит одновременно на всех этажах, иначе это не та встреча. Самость тоже встречается с самостью другого, но сквозь неё непременно должен струиться свет божественного – иначе любовь не возникает. Исчезает любовь по причине выхода из измерения Бога в отношениях, всё остальное – лишь плоды этого выхода, плоды утраты Бога в отношениях (Его надо хранить), и партнёрам кажется, что нет ничего чудовищнее, чем эта утрата (именно её не прощают друг другу те, кто расстаётся).

Однако многие, ступая в брак, не понимают, что потребительское отношение к другому рано или поздно разрушит сами отношения. Для обретения счастья всё же необходим неким минимум внутренней культуры, позволяющий индивиду подняться на более высокий внутренний этаж.

---------

* Извне можно разрушить только рай, которого ещё нет - потенциальную возможность внутреннего рая. Можно закрыть путь извне, перекрыть доступ тем, кто ещё не пришёл к своему раю. В рай можно не пустить того, кто идёт, но не того, кто уже пришёл - пришедшего надёжно хранит его рай.

Дневники: 9, 12 марта 2020; 11 июля, 30 августа 2022

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

7

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.