Вопрос:
(Как вы понимаете аллегорический стих Блока "Девушка пела в церковном хоре"1. Для меня смысл пока закрыт, не могу проникнуть вглубь. О каком ребенке идет речь? Что за символ? Может быть, у Вас есть ключик к тайне?)
"Девушка пела в церковном хоре" - о каком ребенке идет речь?
Мой ответ:
Возможно, это Христос в нас. Образ Христа у Царских врат - сердечный Христос самого Блока, они встретились в Блоке, вероятно. Переживание трагедии (Цусимское сражение2, гибель моряков) как личного горя во Христе.
Я почти уверена, что это так - почти потому, что никто не может знать наверняка.
Есть вот психологическое деление: Ребенок, Взрослый, Родитель... Я не от них пляшу, но рядом. Ребёнок в нас - это тот, кто общается с Богом. Во Христе мы все Его дети.
А Христос в нас - это Божественный поток.
У меня есть афоризм, где мы сравниваемся с бусинками, а Христос с нитью, на которую бусины нанизаны. Это очень точный образ. Антихрист будет этим же - нитью в нас.
АНТИ ведь обозначает и ПРОТИВ и ВМЕСТО. Многие не понимают - что значит «вместо»*.
А теперь представьте образ бусинки-Блока. Место встречи бусинки и нити — вспышка. Травма, которая болит. Это плачет Ребенок-Блок во Христе. Христом плачет.
Миг, где Блок = Христос. Так выглядит сораспятие Христу. Это оно и есть.
Это, кстати, к теме поэтической тонкости. Почему поэты так тяжело переживают время исторических катастроф. Та же Цветаева... Много ли людей, способных ТАК лично переживать событие из разряда новостных?
Вот он - ожог...
Место встречи с Богом и адом мира одновременно.
--------
1 А. Блок
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских врат,
Причастный Тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Август 1905
2 Цуси́мское морско́е сраже́ние — морская битва 14 мая — 15 мая 1905 года в районе острова Цусима, в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того
* * *
Жить в присутствии Бога - это как будто жить на Его ладони посреди ада. Прекрасно, но пёрышки малость подгорают. Пёрышки горят не от Бога, а от ада. Ты на Его ладони, а вокруг всё - пожар, и если хоть чуток с ладони торчит что - опаляется. Нельзя и кончик носа высунуть.
* * *
Благодать только так и даётся - на дело. Делай дело - будет благодать, будет благодать - придут искушения, но ты делай дело - и будет благодать. Столько, сколько надо на дело и преодоление ада.
Много ада - много и благодати, много благодати - много и ада.
Люди со стороны смотрят и видят каждый своё, а внутри и ад, и рай. Адские люди видят адскими глазами адское, райские - райскими райское.
Главное - не сравнивать, кто сравнивает, легко падает. Во Христе надо на Христа глядеть. Христом в себе на Христа в другом (а иначе Его нельзя видеть), и тогда никто не будет сравнивать.
Когда двое или трое во имя Его, там всё чисто именно потому, что все смотрят на Христа Христом. Христос делает нас чистыми, а мы сами такими не бываем. Вот это именно означает то, что Христос нас делает святыми, а вовсе не то, что многие думают.
* * *
Человек, смотрящий Христом на Христа в другом, на Христа в мире - это уже другой человек. Другой - пока смотрит на Христа.
-----
* Христос - Песня сердца, Антихрист - Антипесня («против-песня» и «вместо-песня»), т.е. табуирование подлинной Песни и её подмена.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий