Читая цитаты святых и гениев, люди, как правило, наивно полагают, что понимают их. Это, конечно, не так - им только кажется, что понимают, потому что подлинная глубина сказанного открывается лишь такому же глубокому уму и сердцу. Чтобы действительно понимать святого, надо быть святым. Хотя бы отчасти - и той частью себя, которая свята, т.е. тоже отчасти понимать. Понимание - не пассивно, оно есть активное движение навстречу, следование в том же русле и направлении.
Смирение - это и скромность, понимание своих границ, без которого никуда. Но речь о подлинном смирении, которое делает зрячим, а не о мнимом, за которым прячется гордость и ограниченность, всегда мнящие о себе слишком много.
* * *
Различие между святым и обыкновенным человеком носит не количественный, а качественный характер - это сущностная разница, а вовсе не большее количество знаний и умений (не большее количество прочитанных книг, как иногда думают, и даже не большее количество хороших поступков). Хотя особые знания и умения могут иметь место (но их может и не быть), не они определяют картину личности, а то состояние, в котором эти знания и умения (при их наличии) стали возможными.
* * *
Высокий текст защищён от профанов своей высотой: чтобы его прочесть, надо до него дорасти, иначе всё пролетает мимо... Как дальтоник не различает цвета, так неготовый ум не различает смыслы. Высокий текст для невысокого ума - слепое пятно, т.е. несмотря на то, что он - есть, его как бы нет... Это в лучшем случае - для автора лучшем. В худшем, присутствие высокого будет замечено, но его непонятность повесят жерновом на шею автора...
* * *
После прихода Христа всякий человек потенциально открыт высокому, т.е. может развить в себе высшую личность. Но если ему хватает своей маленькой индивидуальности, если нужды в том, чтобы расти, нет, то и роста не будет.
Иллюзия, что тексты великих понятны всякому, вводит в заблуждение и лишает необходимой внутренней динамики.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий